СОДЕРЖАНИЕ.

I. Вступление стр. 2

II. Основная часть

1. Начало истории стр. 4

Гостиного двора

2. Автобиография стр. 6

Джакомо Кваренги за

период пребывания в России

3. Вернемся к истории стр. 9

Гостиного двора

4. Сокровища Старого стр. 12

Гостиного двора

III. Заключение стр. 16

I.

ВСТУПЛЕНИЕ.

Как-то, в субботу, папа предложил мне пойти погулять на Красную площадь. Мне не очень хотелось, но он меня уговорил и мы пошли. Мы прошли через всю Красную площадь, а потом пошли по улице Ильинке, которая вывела нас к Гостиному двору, и папа сказал мне, что здесь он работает. Я даже и не думала, что Гостиный двор такой огромный и красивый. Он мне, вообще, представлялся в виде небольшого аккуратного зданьица. Папа предложил мне зайти внутрь, и я с радостью согласилась. Входов оказалось несколько. Один вход вёл к магазинам и кафе, другой в сувенирную лавку, ну а третий в главную часть. Мы зашли в главную часть. Папа сказал, что самый большой зал ещё на реконструкции, поэтому, к сожалению, мы не можем его посмотреть, но есть ещё много интересных комнаток и тайников в этом удивительном здании. Мы прошли по нескольким узким коридорчикам, которые напомнили мне лабиринт, и спустились в подвал. Здесь находилась баня. Мы заглянули туда. Мне напомнило это четырёх комнатную квартиру. В двух комнатах были раздевалки, в третьей бильярд, а в четвёртой сауна и небольшой бассейн.

Потом мы пошли дальше. Дошли до лифта и поднялись на третий этаж. Здесь находились офисы, в том числе и папин. Мы зашли в его кабинет. Первым делом в глаза бросился стеклянный потолок, благодаря которому было очень много света. Вообще, кабинет был небольшим, но уютным.

Дальше по плану был какой-то коридор. Мы спустились на лифте на первый этаж и пошли по этому коридорчику. С одной стороны коридора, прямо в стене, было несколько чёрных дверей. Папа сказал, что за этими дверьми находились потайные ходы. Эти дверки были закрыты на замок, но мне очень хотелось посмотреть, как выглядит этот потайной ход, и я заглянула в щёлочку. Увидела я очень узкий коридорчик, настолько узкий, что идущий по нему человек должен был бы держать руки по швам, и винтовую лесенку, ведущую наверх.

Я получила огромное удовольствие от прогулки и нисколько не пожалела, что пошла.

Я попросила папу устроить мне экскурсию по Гостиному двору и много интересного узнала. А сейчас расскажу вам.

II.

1. Начало истории Гостиного двора.

Как не велики торговые ряды на Красной площади, но они были только передовой линией великого торжища, сотни лет кипевшего за зубчатыми стенами Китай-города. В центре его, среди множества торговых рядов, раскинулся привольно Большой Гостиный двор, имевший и второе название - Старый Гостиный двор. У этого огромного дома, построенного на рубеже двух веков - 18 и 19-четыре адреса, потому что своими фасадами он выходит на две улицы и два переулка. Нужно прошагать свыше тысячи шагов, чтобы обойти двор.

Переулки носят старинные названия - Рыбный и Хрустальный, прежде на их месте шла торговля рыбой и стеклом. А улицы назывались Ильинкой и Варваркой ; были они важнейшими торговыми и деловыми центрами и не потеряли своего значения и в наш век.

В старой Москве Гостиный двор был по величине второй, после Верхних торговых рядов, дом торговли. Его здание внушает уважение монументальным видом, бесконечным строением колонн, протянувшихся вдоль фасада. Колоннами любого стиля Москву не удивишь. Но у Большого Гостиного двора - около 100 колонн, причём несколько раз их строй прерывается вписанными между зданиями. Различные монастыри получали здесь в качестве царских подарков земельные участки для создания своих подворий. Многие купцы арендовали и в этих подворьях лавки и амбары. В 1737 г. по Москве загулял очередной красный петух. Он не обошёл и Гостиный двор, ряды выгорели. Впрочем, к тому времени всё ощутимее становилась потребность в строительстве новых зданий для размещения товаров богатых купцов, прибывавших в столицу со всех концов страны. Как нередко бывает на Руси - не было бы счастья, да несчастье помогло... В 1786 г. последовал указ Екатерины 2 об отдаче каменного Гостиного двора городу для умножения доходов на разные нужды. Императрице не понравился первый проект нового Гостиного двора, выполненный архитектором Роз Бергом. Она поручила переделать его зодчему Джакомо Кваренги, итальянцу, связавшего свою жизнь и творчество с Россией. Предложенный им проект отличался монументальностью и строгостью форм, пластической законченностью образа. Однако судьба проекта оказалась трудной. Его воплощение затянулось на десятилетия.

Городским архитекторам С. Карину, Еготову и Селихову предложили скорректировать проект, сохранить лишь фасад. Первая очередь была завершена в 1805г., вторая - спустя ещё 3 десятилетия.

Естественно на этом история Гостиного двора не заканчивается, ведь по сути дела знаменитый петербургский архитектор Джакомо Кваренги является автором только половины двора, его северной части, возведённой ещё до войны 1812 года. Над другой половиной трудились уже московские архитекторы. Причём крайне не последовательно - ещё не возведённый Гостиный двор был, как колбаса, нарезан арендаторами, и в зависимости от наличия средств у последних складывалась очерёдность строительства. Как бы то ни было, на сегодняшний день со всеми московскими согласующими организациями оговорены все шаги по реконструкции Гостиного двора и все работы ведутся в согласии с Экспертно- консультативным общественным советом и Управлением общественного контроля охраны и использования памятников истории и культуры города Москвы.

Теперь я думаю стоит рассказать немного о первом архитекторе Гостиного двора, о Джакомо Кваренги.

2. Автобиография Джакомо Кваренги за период пребывания в России.

Тридцать семь лет у Кваренги прошли в неустанном труде, при этом жизнь его была отнюдь не безмятежной. Треволнения при двукратной смене императоров - его главных заказчиков, творческие срывы и неудачи дополнялись переживаниями в связи с драматическими событиями в Италии, захваченной Наполеоном Бонапартом, тревогой, вызванной вторжением французской армии в Россию, и ликованием всего русского народа, когда наполеоновские захватчики были изгнаны из России и вся Европа и Италия, наконец, освобождены от бонапартистского господства. Все эти многочисленные переживания сопровождались и семейными радостями и горестями.

Дж. Кваренги и его жена Мария Фортуната Маццолени прожили вместе до 1793 г.. Их первенец- дочь Теодолинда оставалась в Италии и воспитывалась в одном из миланских монастырей. Из числа детей, родившихся в Петербурге, две девочки умерли во время эпидемии 1788 г.. В следующем году родился сын Федерико, а ещё год спустя - Джулио, который, как и отец, стал архитектором и сыграл важную роль в популяризации его проектов и произведений. В 1793 г. в семье Кваренги произошла трагедия: во время родов скончалась его жена, оставив на руках беспомощного отца новорождённую девочку и ещё четырёх малолетних детей. К уходу за ними, по его словам, Кваренги был совершенно не приспособлен. Соболезнования друзей, знакомых, сотоварищей по работе и даже самой императрицы мало облегчили участь овдовевшего Кваренги. Он решил вместе с детьми поехать в Бергамо и быть в кругу своих родных и семьи Маццолени. Зимой 1793-1794г. зодчий покинул Петербург.

Осенью 1793 г. Кваренги вернулся. Он вступил во второй брак с Анной Катериной Конради (может быть, дочерью известного мастера печного искусства Конради, постоянно сотрудничавшего с зодчим на дворцовых стройках). Анна Конради была лютеранкой, и поэтому к этому браку родственники в Италии отнеслись отрицательно. Кваренги с новой женой в Италию так и не поехал. Второй брак длился около десяти лет. В 1811г. Кваренги снова приехал на короткий срок в Италию, чтобы уладить дела с недвижимым имуществом и присутствовать на бракосочетании любимой дочери Катины.

Там же летом он вступил в брак с Марией Лаурой Бьянкой Соттокаса. Ему тогда было шестьдесят семь лет. А Мацци в биографии зодчего писал, что Соттокаса вышла замуж не за красивую внешность Кваренги. Можно думать, что она решилась на этот шаг, надеясь жить в том же дворце, где жила царская семья самого большого государства в Европе, и пользоваться теми же самыми благами. Брак со стороны жены был по расчёту. Много огорчений причинили Кваренги и его дети. В 1812 г. он писал дружески расположенному к нему шведскому посланнику в России Стедингу о том, что его путешествие в Италию было для него фатальным не только из- за полного крушения всех его дел, но в особенности из- за дурного поведения детей, которые продали и рассеяли всю коллекцию старинных рисунков, а также книг, а Катина, которая подавала такие надежды и так была хорошо воспитана, тоже ничего не сделала и вышла замуж.

Кваренги стал утрачивать веру даже в близких людях. Он писал о том, что несмотря на доброту к нему Его Императорского Величества, всё его окружение думало иначе, и зависть приводила к тому, что они всюду служили дурную службу. Не нашелся никто, кто бы решился сообщить Его Императорскому Величеству о состоянии дел Кваренги. Надо было быть готовым ко всяким неприятностям. С одной стороны, состарившийся зодчий, действительно, уступал место в творческой жизни столицы архитекторам нового поколения, с другой стороны неприятности связанны с драматическими событиями, происшедшими в Италии и коснувшимися его лично.

Дело в том, что в 1805 г. Италия превратилась в вассала Франции. И если в 1811г. приехавший на родину Кваренги был встречен жителями Бергамо восторженно как человек, прославивший своим искусством родной город, то очень скоро над ним сгустились тучи. Согласно наполеоновскому декрету 1812г. все итальянцы обязаны были возвратиться из России на родину.

Выполнить это требование Кваренги отказался, так как его родиной стала теперь Россия. И тогда ему заочно был вынесен приговор о гражданской смертной казни и конфискации имущества. Не было учтено даже то, что Кваренги во время своего приезда в Бергамо в 1811г. выполнил проект триумфальной арки в честь Наполеона. Несмотря на этот удар, Кваренги продолжил творческую деятельность, и его Триумфальные ворота в Петербурге, у Нарвской заставы, возведённые в 1814 г., доказывают, что превратности судьбы не сломили Кваренги- архитектора.

Известно, что Кваренги был человеком честным, доброжелательным и отзывчивым. Великий мастер всего себя без остатка отдавал творчеству в области архитектуры и рисунка. Такой же беззаветной преданности искусству требовал он и от своих помощников.

Более тридцати лет служения русской архитектуре позволили на юбилейной сессии в Бергамо, в академии Карра в 1967г. провозгласить принятый там тезис о том, что Джакомо Кваренги был итальянцем по происхождению, но русским по характеру творчества. Он был русским зодчим, по достоинству оценённым в наши дни.

В России, в Петербурге, перед фасадом бывшего Ассигнационного банка в 1967г. установлен памятник - бюст великому зодчему Джакомо Кваренги. В этом выразилось признание потомками великого архитектора.

3. Вернемся к истории Гостиного двора.

Небольшой уголок старой Москвы - в нём, как в капле, отражается жизнь московская, многие века её.

Гостиный двор - так называется во многих европейских городах место для торговли и помещения для купцов. Это было место не только торговли, но и место, где разные сословия городские соединялись и общались друг с другом.

Над одними воротами Гостиного двора против церкви великомученицы Варвары была надпись: Божьею милостию, повелением благочестивого и христолюбивого царевича, лета 1641 года.

Над другими воротами Гостиного двора была ещё одна запись: Божьею милостию, повелением благоверного и христолюбивого великого государя, царя и самодержца и иных многих государств и земель восточных, и западных, и северных, и наследника и обладателя, сделали, сей Гостиный двор в двадцать пятое лето благочестивые державы царствия его.

В Гостином дворе были места и постройки, принадлежавшие многим ведомствам: медицинской конторе, сибирскому приказу, были дома церковного притча, затем казённые и питейные дома.

Гостиный двор разделили на четыре двора: Старый, Новый, Соленой и Рыбный. В первых двух были ряды с лавками и амбарами, в последних -лавки, шалаши и шалашные места. Из рядов первыми были: Панской, Стекловой, Астраханский и Хрустальный.

Жизнь здесь не прекращалась до позднего вечера. На выносных очагах варилось и жарилось кушанье; кадки суслиников и квасников предлагали прохожим вкусное питьё, а колодцы у ворот - чистую воду, которую черпали из них бадьями.

В соборе Казанской Богоматери приводили купцов к очистительной присяге; в такие часы раздавался благовест с колокольни.

Близ Гостиного двора находилось особое место, где разрешались споры таким образом: истец с ответчиками бились в присутствии окольничего и дьяка, казначея, боярина. С каждого дела, решённого таким образом, спорщики вносили пошлину в пользу судей и отчисляли процент Гостиному двору. Приступая к такому доказательству правоты, судья спрашивали истца о том, что пойдет ли он биться к Гостиному двору.

Каждый купец, получив разрешение на строительство, покупал землю и начинал строить свою лавку. У одних дело шло быстро, другие не спешили. Вместо колонн коринфского стиля, запроектированных Кваренги, появились колонны в тосканском стиле, не стыковались разновысокие стены... История донесла до нас и множество других, кажущихся теперь смешными, проблем этого строительства. Но в конце концов всё сделали по конфирмованному плану, хотя и были допущены отклонения при его воплощении в жизнь.

Когда Москва получила этот Гостиный двор, каждый мог подолгу ходить под его двухэтажными аркадами, огибавшими здание со стороны улиц и двора, заходя то в одну, то в другую лавку. Здесь разместилось 760 лавок, амбаров, палаток... Торговцы сразу же стали приспосабливать сооружения к своим вкусам и потребностям: началась перепланировка, переоборудовались галереи, перекладывались лестницы, заменялись своды. Теперь уличные аркады застроены, о них напоминают большие арочные окна. А со двора аркады остались, и по ним можно шагать, попадая на каждом шагу то в институт, то в типографию, то в управление. Есть тут банк, сберегательная касса, гараж, склады, мастерские, приёмные пункты, экспедиции. Площадь корпусных строений достигала 3881 квадратной сажени, да внутри двора 3435 кв. сажен. При этом нужно иметь в виду, что под крышей корпусов не два - три, как прежде, высоких этажа, а пять - шесть этажей! Кстати, название Гостиный двор произошло от слова Гость - так в старину именовали купцов, занимавшихся иностранной и оптовой торговлей. Именно в Гостином дворе в Москве торгаши придумали гениальные распродажи остатков товара по сниженным ценам, которые практикует сейчас весь мир. А дело было так... Однажды торговец ножевой линии шёл в конце дня по улице, и его остановил разносчик изюма с предложением купить изюма за небольшие деньги. Изюм купцу был совсем не нужен, но разносчик не отставал и уговаривал взять остатки. Тут - то и осенило купца гениальная догадка подешевле продавать остатки различных товаров, и вскоре его лавку украсила вывеска: Продажа остатков по самым низким ценам. От покупателей не было отбоя, а торговец быстро разбогател. Отсюда, кстати, появилась поговорка Остатки сладки. Очень скоро открытие Китайгородского купца охватило всю Москву. Было специально выделено время для подобной торговли - одна неделя в году, начиная с Фомина воскресенья- первого воскресенья после Пасхи. Остаточной лихорадкой заболели даже роскошные французские магазины Кузнецкого моста, а один торговец выдумал торговать литературными остатками, устроив распродажу не раскупленных книг в своей лавке. Правда, над ним хорошо посмеялись, и его бизнес не удался.

Московские купцы обладали большим чувством юмора, и иногда можно было напороться на изысканную шутку. Например, в бойких местах Гостиного двора они любили подкидывать завёрнутых в бумагу дохлых мышей. Прохожие, думая, что нашли кем-то оброненную покупку, подбирали свёрток и радостно бежали домой, а шутники, наблюдавшие за ними исподтишка, приходили в неописуемый восторг.

Иногда сговорившись, купцы устраивали своему покупателю целый розыгрыш. Когда человек приходил в лавку и спрашивал, к примеру, синего сукна, перед ним тут же раскладывали красное или зелёное сукно в зависимости от установленной договорённости, уверяя его, что это и есть спрошенный товар.

Жертва розыгрыша направлялась в другую лавку, затем в следующую, но везде повторялось одно и тоже. В конце концов измученный покупатель, думая, что он спятил, покидал Гостиный двор с купленным сукном другого цвета или же вообще с пустыми руками. Впрочем, Московские купцы не только шутили. К примеру, если покупатель отказывался после всех уговоров купить предлагаемый товар, ему в сердцах могли попросту дать по шее, сгоряча забыв о престиже фирмы.

Напротив Старого Гостиного двора, в Рыбном переулке, в середине 19 века появился Новый Гостиный двор. Он сооружён в классическом стиле, уступает по величине первому, но тоже значителен Теперь я думаю стоит рассказать о раскопках и находках на территории Гостиного двора.

4. Сокровища Старого Гостиного двора.

В результате многовекового освоения территории здесь отложились горизонты культурного слоя, который является памятником археологии и находится под охраной государства. Охранные работы Центра археологических исследований УГК ОИП г. Москвы, которые ведутся на Гостином дворе с 1995 г., от начала его реконструкции, дали результаты исключительного научного значения.

В ходе исследований собраны обширные археологические коллекции, вскрыты основания разновременных каменных и деревянных построек, зафиксированы обломки белокаменных резных надгробий, костные останки. При археологических раскопках внутри здания по стороне, выходящей на улицу Ильинку, прослежены углублённые в материк фундаменты из белого камня и бута, которые предшествовали существующему зданию и принадлежат основанию Гостиного двора сороковых годов 17 века. В основании мощного культурного слоя здесь обнаружены разнообразные предметы ремесла и быта, относящиеся к первым векам истории города. Среди находок - стеклянные браслеты излюбленное украшение всех древнерусских горожанок, шиферные пряслица, производство которых прекращается после Батыева нашествия, рубленая гривна - древняя весовая денежная единица, детали орнаментированного поясного набора и другие изделия древних ювелиров, камнерезов, кожевников. Уникальная находка свинцовой вислой буллы - печати наместника города Нового Торжка, которая напоминает об исстари установившихся торговых связей с Новгородом Великим, во владении которого находился тогда этот город. Поистине дорога каждая пядь исторического культурного слоя Гостиного двор, и поэтому работы археологов ведутся здесь со всей возможной тщательностью.

Научной сенсацией стал крупнейшей клад, который был обнаружен при раскопках в северной части Старого Гостиного двора у улицы Ильинки весной 1996г.

При расчистке глубокого бревенчатого подклета и под обугленным сооружением в материковой яме был обнаружен, тщательно зафиксирован археологами и полностью взят гигантский кладовой комплекс. При первичномподсчёте, производившимся в Центре археологических исследований, оказалось в двух сосудах - вместилище клада - 16 серебряных сосудов, 95429 русских монет (чешуек) и 355 западноевропейских монет.

Русская часть клада более чем на 90 процентов представлена «старой» монетой, вышедшей из употребления ко времени укрытия сокровищ. Основную массу русских монет составляют копейки и деньги Ивана IV, Фёдора Ивановича, копейки Бориса Годунова. Меньшую часть клада составляют копейки Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия I), Василия Шуйского и копейки второго Земского ополчения, чеканенные в Ярославле. В единичных экземплярах представлены великокняжеские Московские копейки Ивана III и Василия III. Позднейшие монеты Михаила Фёдоровича количественно составляют в кладе 1 процент. Причём это, в основном, ранние (более тяжёлые) копейки 1620 года. Необычно крупный размер клада позволяет предположить принадлежность его казне Гостиного двора или одной из «купеческих» палат на его территории. Кстати, московское купеческое общество было создано в 1863 году как сословное общество. Руководящий орган - купеческая управа - заведовала имуществом, хозяйством учебных и благотворительных учреждений купеческого сословия.

Состав копеек свидетельствует о том, что русские монеты в огромном комплексе не отражают состав денежного обращения в Москве на момент укрытия клада.

Значительная масса русских монет клада Гостиного двора, по всей видимости, предполагалась передаче на монетный двор, где старые деньги, наряду с талерами и посудой, должны были стать «сырьём» для чеканки новых, более лёгких монет.

Чара со скульптурным изображением уточки. Серебро, золочение. После реставрации.

В «западноевропейской» части клада преобладают монеты Соединённых провинций Нидерландов, Германских земель и городов, отчеканенные из высокопробного серебра. Собранное серебро, несомненно, предназначалось для передачи на денежный двор.

В состав клада входят также монеты Дании, Швеции, Норвегии, Польши, Швейцарских кантонов и другие. Самые старые талеры имеют даты 1560-х годов. К сожалению, до завершения реставрации, которую проводят в государственном институте реставрации В. Пенсов и П. Котельников, многие изображения не позволяют достаточно точно прочесть дату, но, по предварительной атрибуции, самой младшей монетой клада является польский талер Владислава Сигизмундовича 1640год.

Русские монеты. Ручная чеканка. Часть клада. Серебряные монеты - талеры. Западная Европа.

В кладе, в двух его вместилищах - медном и керамическом кувшинах - вместе с монетами оказалось 16 великолепных по художественному исполнению серебряных сосудов: чарка, стопы, стаканы. Как эти высокохудожественные работы западноевропейских мастеров, так и изделия «доброго мастерства» русских серебряников, чеканщиков, гравёров, вне сомнения, являются прекрасными образцами прикладного искусства первой половины 17 века. Наряду с западноевропейскими и русскими монетами, «старыми деньгами», столовое серебро явно предназначалось для переплавки и последующей перечеканки в новые деньги. Судя по датам на монетах европейских государств, клад был укрыт не ранее начала 40-х годов 17 века в связи с внутренними экономическими, политическими потрясениями «бунташной» поры в Москве. Практика скупки у населения старых монет «с наддачею» установилась с самого начала правления царя Михаила Фёдоровича. На первых порах (когда Новгородская земля была оккупирована шведами, Смоленск - поляками, торговля с Западом через Архангельск только налаживалась) старая монета становится важным источником поступления серебра в денежные дворы. Активная скупка монет прежней чеканки у населения привела к тому, что к началу 40-х годов они почти полностью исчезают из обращения. В это время собрать имеющееся в кладе Гостиного двора количество старой монеты уже было практически не возможно путём обычной «выбраковки» или также «выборки» их из общей массы монет, проходивших через руки одного человека. Скорее всего, «владелец» клада целенаправленно скупал их, возможно, являясь при этом «должностным лицом», производившим операции по скупке серебра от имени государства.

Кубок западноевропейской работы. Серебро, золочение. Серебряные чары русской работы. До реставрации.

Находка крупнейшего в археологии столицы клада на Старом Гостином дворе имеет чрезвычайное значение для изучения экономики Москвы 17 века, её товарно-денежных отношений, торговых связей, художественного ремесла и, несомненно, является вкладом в сокровищницу многовековой культуры столицы к 850-летию ее большой истории.

Археологические раскопки бревенчатого подклета, где был обнаружен клад.

Найденные сокровища.

 

III.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Теперь я расскажу о том, какой Гостиный двор в настоящее время.

С конца 1995 года, под руководством мэра столицы Ю. М. Лужкова, Правительства Москвы велась активная реконструкция Старого Гостиного двора, в результате которой он, оставаясь архитектурным и историческим памятником и украшением Москвы, превратился в современный деловой, культурный и торговый центр.

Постановлением Правительства Москвы архитектурный комплекс передан в доверительное управление ОАО «Гостиный двор».

Проект реконструкции и реставрации Гостиного двора предусматривает с одной стороны тщательную реставрацию внешнего облика здания, с другой - полное переоснащение внутренних помещений современным инженерным оборудованием, управление которым будет реализовано в соответствии с концепцией «интеллектуального здания».

Уникальность Гостиного двора обусловлена не только исключительностью его местоположения, но и неординарностью художественных решений.

Таким образом, в комплексе проявляется своеобразная связь времён. В окружении лепных колонн, сводов классического стиля взору предстаёт мощённый гранитом внутренний двор, площадью около 12000 кв. м. Он перекрыт крупнейшим, для памятников архитектуры, в Европе легким светопрозрачным покрытием. В соответствии с функциональным назначением внутридворового пространства, перекрытие имеет системы снеготаяния, климатологии, сбора и отвода конденсата.

Во внутреннем дворе - атриуме планируется проведение культурно-массовых мероприятий, детских праздников и фестивалей, организация городских и общегосударственных праздников, международных выставок и салонов, концертов, шоу, показ мод и т. п.

В июне 2000 года на великолепной площади внутреннего двора состоялось очень важное для всех школьников Москвы мероприятие – торжественное вручение золотых и серебряных медалей выпускникам московских школ 2000 года.

А с сентября 2000 года двери Старого Нового Гостиноного двора распахнулись для москвичей и гостей столицы.