"Южнопортовый" относится к "рабочим" районам Москвы. Расположен на левом берегу
реки Москвы на месте бывшимх деревень Дубровка и Кожухово.
До начала бурных революционных
событий, в мае 1917 года деревня Дубровка вошла в состав Москвы. А в 1923 году
село Кожухово было признано находящимся в городской черте.Эти подмосковные
селения известны по летописям Х1Y века. Кожухово расположено на левом берегу
Москвы-реки, а Дубровка на ходилась на
левом берегу Сарры- притока Москвы-реки. Здешняя территория до середины
ХY111 века пренадлежала Крутицкому подворью. Древнее урочище Крутицы существовало
здесь с Х11 века. Крутицкое подворье,бывшее долгое время монастырем , является
уникальным архитектурным ансамблем. Он создавался во второй половине ХY11 века.
Наивысшего расцвета Крутицкое архиерейское подворье достигло в то время, когда
Крутицы становятся официальной резиденцией патриарха. При Николае 1 сюда
переезжает жандармский корпус графа Бенкендорфа и при монастыре с его каменными
подземными помещениями образуется политическая тюрьма. Здесь осенью 1843 года
сидел А.И.Герцен.
Другой знаменитый монастырь- Симонов известен с XIY века. В его
основании принимал участие митрополит Алексий, князь Дмитрий Иванович
(Донской), Сергий Радонежский. Икона,
пренадлежащая Сергию Радонежскому хранилась в храме в XIX веке.По преданию будущий святой благословил Дмитрия на
Куликовскую битву. Здесь учился и постригся в монахи знаменитый Кирилл -
основатель Кирилло-Белозерского монастыря. Храм Успения Богородицы Симонова
монастыря до сих пор высится на массивном белокаменном подклете.
В середине XYIII в.(1745г.) деревни Кожухово и Дубровка числились за членом
Святейшего Синода Преосвященнейшим(?) Платоном, архиепископом Сарским.В
Дубровке в то время проживало 25 душ мужского пола, в Кожухове - 32 души.
Спустя двадцать лет в Дубровке числилось 36 дворов, 98 крестьян мужского пола,
101 женского, в Кожухове - 69 дворов, 210 мужчин, 192 женщины.
В XIX веке здесь появляюся первые предприятия, строятся бойни. К Концу
века появилось множество небольших заводов. К предприятиям от ближних
железнодорожных станций подводят специальные пути. В 1908 году стало действовать
54-километровое кольцо Московско-Окружной железной дороги и на нем появились
станции "Угрешская" и "Кожухово".
Позже были продолжены старые традиции"рабочего" района.
Промышленному освоению территорий бывших деревень предшествовала организация на
этих землях свалки твердых бытовых и
промышленных отходов еще в начале прошлого века, с их помощью произоло осушение
дубровинских болот.
А конце двадцатых- начале тридцатых годов в эти места пришла
индустриализация - началось строительство двух первых крупных предприятий.
Строительству химического завода предшествовали решения первого съезда
советских химиков 1926 года. Место для комбината было выбрано рядом со станцией
Угрешская. Люди набирались с биржи
труда. Для жилья были построены 32 барака. вдоль полотна железной дороги.
Предприятие запущено в августе 1930 года и называлось Завод № 1
им.Краснознаменной дальневосточной армии.
На открытии завода присутствовал легендарный полководец В.К.Блюхер. В
1931 году открылись цеха электролиза, упарки, рассольная станция, котельная,
некоторые другие подразделения. Предприятие стало называться завод №93. В
настоящее время это производственное объединение "Синтез".
1 марта 1931 года началось строительство завода гиганта -1 ГПЗ
им.Кагановича - самого большого в мире подшипникового завода. В марте 1932 года пущена первая очередь. В октябре 1933
года строительство завода закончено .Тогда же для рабочих завода были построены
5-ти этажные дома в Дубровках и на улице Шарикоподшипниковская, Стандартный
городок, деревянные двухэтажные дома в
Кожухово.
На уже построенных новых площадях 1-го ГПЗ обосновался и Московский
шинный завод. Ему отвели 4-х этажное здание на северо-западной части территории
подшипникового завода. С восточной стороны 1-го ГПЗ разместились корпуса нового
завода малолитражных автомобилей ( "Москвич", позже "АЗЛК")
В начале тридцатых годов здесь же, на Велозаводской улице, был построен
завод по производству велосипедов. Однако велосипеды он выпускал недолго. В
1946 году при Велозаводе, получившем название " Мосприбор", начало
формироваться проектно-конструкторское бюро радиоэлектронного направления,
которое разрабатывало и выпускало различную контрольно- измерительную
аппаратуру и всем известные радиоприемники "Москвич",
"Маяк", "Звезда- 54".
На Шарикоподшипниковской улице, д.2, расположено созданное в 1928 г.
московское отделение Ленинградского института металлов ( МОИМ ).Впоследствии
оно получило статус Государственного научного центра - ЦНИИТМАШ. В предвоенные
годы здесь была выполнена знаменитая скульптура В.И.Мухиной "Рабочий и
колхозница", сконструированы и изготовлены кремлевские звезды пяти самых
высоких башен Кремля.
Сегодня на территории района размещаются более тридцати промышленных
предприятий, многочисленные организации транспорта, связи, автосервиса,
культурно-просветительные, зрелищные, спортивные, общественные. В раоне 25
улиц, 2 переулка, 5 скверов, 67 дворов, 212 домов. В них проживает около 58-и
тыс. жителей. Площадь района составляет 410 га, он самый маленький в городе,а
также самый плотнонаселенный и самый
"промышленный".
А.Брейтбарг, инженер-строитель.