Арбат.улица на западе центра Москвы между площадью Арбатские ворота и Смоленской. Название, вероятно, от арабского "рабад", что значит "пригород,предместье".Арбатом называлась вся местность от Кремля до современного Садового кольца. В древности на месте Арбата и его переулков был лес, по которому протекал ручей Черторый ( ныне заключен в подземную трубу),

Впервые Арбат упоминается в 1493 году в связи с пожаром в находившейся здесь церкви Николая в Песках.С  16 века по Арбату шла дорога на Смоленск.На Арбате и в соседних переулках с 16 века жили дворцовые ремесленники, чья деятельность отражена в названиях: Денежный пер.,Плотников пер., Серебряный пер.,а так же стрельцы.

Со второй половины 18 века Арбат стал одной из самых аристократических улиц Москвы. Сегодня,на страницах нашего журнала мы неспешно прогуляемся по переулкам Арбата и познакомимся с некоторыми его достопримечательностями.

ЦЕРКОВЬ АНТИПИЯ НА КОЛЫМАЖНОМ ДВОРЕ

Колымажная ул., 8

В разные времена название церкви дополнялось топонимами, так или иначе связанными с Конюшенным двором:"у Больших конюшен" (1619), "что у Государевых больших конюшен" (1667)," на Ленивом торжке у старых конюшен" (1739). С церковными владениями граничила усадьба семьи Скуратовых, а храм традиционно  использовался в качестве усыпальницы рода.

Наиболее ранняя постройка комплекса - белокаменный храм, относящийся к 1530-му году.

Классичность пропорций, тонкость профилировок, изысказанность многократно повторяющихся килевидных форм ставят это храм на одно из первых мест в зодчестве московского посада. В архитектуре заметно влияние итальянских зодчих, активно работавших в Москве на рубеже XV-XVIвеков.

В XVII веке с южной стороны вместо галереи был выстроен Никольский придел, который на рубеже 1730-1740 годов был преобразован в существующий объем.

Единство масштаба разнообразных по величине и стилю построек, сходное соотношение декора со стенкой привели к созданию гармоничного и выразительного ансамбля. Стилистически его можно отнести к допетровскому великокняжескому стилю.

 

БЕЛЫЕ ПАЛАТЫ НА СТРЕЛКЕ ОСТОЖЕНКИ И ПРЕЧИСТЕНКИ

Ул. Пречистенка, 3

Первый владелец Белых палат - купец Юшков был из знаменитого рода сурожан. С 30-х годов XVIII века и до начала ХIХ века усадьба принадлежала дворянской фамилии Фаминциных.

Выдвижение главного дома на линию улицы и устройство арки для проезда в первом этаже здания - традиционный прием гражданского зодчества ХVII в. Г-образные в плане палаты, обращенные в сторону Белого города являлись хорошим ориентиром, были заметны. Первый этаж традиционно отводился для хозяйственных нужд. Гладкие стены прорезаны небольшими окошками без обрамления. Верхний этаж увечан оригинальным карнизом из трех рядов поребрика. Отличают его уникальные оконные навершия на кронштейнах, которые как бы опоясывают здание кружевной лентой. С торца здания на всю высоту расположен выступ, предназначенный для размещения "ретирад" (так раньше назывались туалеты).

В интерьере обращает на себя внимание отсутствие традиционных сеней на втором этаже, внизу сохранились ниши-шкафы с подставками для створок, предназначенные для хранения товаров.

Палаты как памятник архитектуры открыты весной 1972-го года, когда было решено снести мелкие и ветхие дома, стоявшие на стрелке Остоженки и Пречистенки.

 

ЦЕРКОВЬ ВЛАСИЯ В СТАРОКОНЮШЕННОМ

Гагаринский пер., 20

В письменных источниках церковь упоминается с 1625 года  как приходская церковь дворцовой Большой Конюшенной слободы (святой Власий считался охранителем лошадей), расположенной на этом месте со времен Ивана Грозного. Постепенно слобода была вытеснена за пределы Земляного города и место получило название Староконюшенной. Первые документальные сведения о каменном храме относятся к 1644 году. Тогда храм имел четыре престола, причем главным считался Преображенский, а не Власьевский, по которому церковь получила свое сегодняшнее имя. Но в некоторых документах конца ХVII века храм упоминиют как "церковь Василия, что была на козьем болоте", а наплане Москвы Горихвостова 1767 года - как "Васильевский" храм.

Свой современный вид церковь приобрела в результате многократных перестроек: ХVII век-появление первой трапезной, в XVIII веке - возведение колокольни, в первой половине ХIХ века была создана новая апсида, а в 1866-1872 годах - на средства купца Куманина- новая трапезная с приделом Казанской божьей Матери. В 1880 г. установлен новый главный иконостас, сделанный по рисунку А.Каминского.

Составленный из разновременных объемов, памятник тем не менее представляет композицию, традиционную для допетровской эпохи.

В 1939 г. церковь была закрыта, обезглавлена, внутри разместились школьные мастерские. В 1992 г. храм возвращен Церкви.

 

ВОЕННО - ОКРУЖНОЙ СУД

Ул. Арбат, 37

Первое каменное строение на участке датируется концом ХVIII века. В 1806 году его владельцем был А.А. Всеволжский. В 1810 году вокруг двора появились каменные служебные постройки. Вплотную к усадьбе со стороны переулка примкнули два владения. Во время пожара 1812 года, охватившего всю Москву, усадьба сгорела. К 1820 году главный дом был восстановлен. Владение перешло к графу В.А. Бобринскому.

С 1825 по 1827 года в усадьбе велось значительное строительство. Дом и службы были расширены и заняли почти весь периметр двора.

Облик зданий, дошедший до нашего времени, сложился в основном к 1834 году. когда усадьба перешла во владение к  актрисе Е.С. Семеновой, ставшей впоследствии княгиней Гагариной.

Затем в здании размещалась Провиантская комиссия, а после середины ХIХ века здесь разместился Военно-окружной  суд. В советское время домовладение занимали военная прокуратура и трибунал Московского военного округа.

Памятник архитектуры представляет собой классическое воплощение стилистики московского ампира.

 

ГИМНАЗИЯ ПОЛИВАНОВА

Ул. Пречистенка, 32

Городская усадьба дворян Охотниковых сложилась в конце ХVIII века. После пожара 1812 г. перестроена в стиле ампир. Главное здание выдвинуто на красную линию улицы. Позади - парадный полуциркульный двор, образованный боковыми флигелями и служебными корпусами - каретным и конюшенным. В центре парадного фасада - восьмиколонный дорический портик, который поднят на цоколь и увенчан фронтоном.

С 1868 г. здесь помещалась частная мужская гимназия незаурядного педагога Л. Поливанова. Гимназия славилась неказенными методами преподавания, прогрессивным духом и особым вниманием к словесности. Тут учились дети Л.Толстого и А.Островского. Гимназию окончили Валерий Брюсов, Владимир Соловьев, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, художник А.Головин, шахматист А.Алехин, Л.Лопатин, актер П.М.Садовский и другие. Гимназию посещал Ф.Достоевский и Л.Толстой.

В 1915 году особняк был переосмыслен в духе неоклассицизма архитектором А.И.Тамановым. Суровой облик фасада смягчен лепным декором.

В советское время здание занимала Академика художественных наук, затем детские музыкальная и художественная школы.

 

ПАМЯТНИК Н.В. ГОГОЛЮ

Суворовский (Никитский) б-р, 7 (во дворе)

Памятник Николаю Васильевичу Гоголю создан скульптором Н.Андреевым в 1909 году. Он перенесен с аллеи Чертольского бульвара у выхода к Арбатской площади в 1952 году на площадку, более отвечающую его камерному масштабу. Памятник находится во дворе усадьбы конца XVIII, где Гоголь жил с 1848 года и умер в 1852 году, здесь он испытал трагический духовный кризис, который толкнул его к уничтожению  рукописи второго тома "Мертвых  душ".

Писатель изображен таким, каким был в последние годы жизни. Острые складки плаща, подчеркивающие согбенность фигуры, зеленая патина бронзы, замкнутость архитектурного пространства -  создает впечатление душевной безысходности и смятения, которыми был охвачен писатель в последние годы жизни.

Бронзовые барельефы - великолепная галерея гоголевских типов - опоясывают пьедестал памятника.

Памятник Гоголю отмечен интимной психологичностью,  характерной для стиля модерн.

 

УСАДЬБА КНЯЗЕЙ ГОЛИЦЫНЫХ

Малый Знаменский пер., 1/14

Ансамбль большой усадьбы князей Голицыных, состощий из главного дома, дворовых флигелей и въездных ворот сложился во второй половине XVIII века. М.М.Голицын приобрел усадьбу, на территории которой уже стоял одноэтажный каменный дом.  Он был надстроен с полным изменением фасадов и интерьеров в 1759-1766 годах по проекту петербургского архитектора С.И.Чевакинского при участии архитекторов И.П.Жеребцова и И.С.Мергасова.

В 1774 году дом был предложен М.М.Голицыным Екатерине II для временного проживания по случаю празднования в Москве мира с Турцией. Для этой цели группой архитекторов под руководством М.Ф.Казакова главный дом был перестроен. Он стал основой комплекса, известного как Пречистенский дворец. Из парадного этажа главного дома Голицыных, отведенного непосредственно самой императрице, теплая лестница вела в большой деревянный корпус, где располагались тронный и бальный залы, гостиная и церковь. К тому же времени относятся торжественные арочные ворота с ажурной решеткой, сооруженные по проету И.П.Жеребцова. Главное здание усадьбы было сильно изменено реконструкцией, проведенной в 1920-е годы, обезличившей его фасад. Сохранились лишь некоторые элементы XVIII века.

В настоящее время восстановлен первоначальный облик западного - правого флигеля.  С небольшими утратами сохранились центральные ворота парадного двора, которые являются редким образцом  раннего классицизма. Вязь кованой решетки образует вензель князя М.М.Голицына.

В главном доме сохранились интерьеры двух залов с росписями, лепные и живописные плафоны середины XIX века.

В течение последних девяти лет жизни в этом доме снимал квартиру русский драматург А.Н.Островский на первом этаже главного дома. Здесь бывали И.С.Тургенев, П.И.Чайковский и многие другие люди искусства.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА.

Ул.Волхонка, 12

В древности в этом районе находился царский Конюшенный (позже Колымажный) двор.

Идея создания музея изящных искусств возникла в кругах передовой общественности и любителей искусств еще в 20-х годах прошлого столетия. Однако осуществить ее удалось только спустя почти столетие благодаря энергичной деятельности профессора Московского университета И.В.Цветаева. В создании экспозиции принимали участие такие крупные деятели русской культуры, как художники В.М.Васнецов, В.Д.Поленов, И.Э.Грабарь, К.А.Коровин, А.Я.Головин; архитектор Ф.О.Шехтель и т.д.

Здание музея спроектировано и построено в 1898-1912 годах известным московским архитектором Р.И.Клейном, получившего за него звание профессора архитектуры. Стилистически здание музея можно определить как поздний образец эклектики.

Прямоугольное в плане здание с тремя ризалитами на боковых фасадах и колоннадой с портиком на главном фасаде занимает целый квартал. В оформлении фасадов автор использовал стилистику храмов Афинского Акрополя. Легкая ионическая колоннада, противопоставленная мощному аттику и высокой кровле, играет роль своеобразного экспоната. Над ней помещена копия фриза Парфенона - Панафийская процессия, выполненная из белого уральского мрамора.

31 мая (13 июня) 1912 года музей был торжественно открыт. В то время он располагал в основном гипсовыми слепками. Подлиных произведений было немного: девять картин, уникальная коллекция египетских древностей, итальянская иконопись XVIII - начала XIX века.

В 1932 году музей стал называться Государственным музеем изобразительных искусств. В 1937 году музею было присвоено имя А.С.Пушкина.

Ныне музей стал одним из крупнейших собраний изобразительного искусства. В его фондах более 3 тысяч картин, более 350 тысяч рисунков и гравюр, более 100 тысяч монет и медалей, тысячи предметов декоративно-прикладного искусства и скульптуры. Экспонаты музея знакомят с историей мирового искусства с древнейших времен до наших дней.