История создания лучшего в мире Московского метро началась еще в начале ХХ века.

Проект строительства железной дороги для внутренних пассажирских перевозок в Москве был разработан в 1901 году инженером А.Н.Антоновичем. Предлагалось построить наземную кольцевую дорогу в пределах города с диаметральным тоннелем и пятью линиями от кольца к центру.

Новый вариант проекта, разработанный инженерами Н.И.Голиневичем и Н.П.Дмитриевым, предусматривал строительство кольцевой линии, от которой отходили радиальные линии к Центральному вокзалу в Александровском саду.

В 1902 году появились два проекта метрополитена для Москвы. Один из них был разработан инженерами П.И.Балинским и Е.К.Кнорре и предусматривал три очереди строительства. Общая протяженность линий 105 километров. Предполагалось построить 28 эстакад и несколько тоннелей. Центральный вокзал должен был размещаться вблизи Красной Площади.

Смелый проект был обсужден в Московской городской Думе, однако не был реализован. Против него выступили фабриканты, купцы, владельцы конок и первых трамваев. Но главной причиной отказа от проекта - недостаток финансовых средств и опыта сооружения подземных железных дорог. Московская гордума вынесла решение: "Господину Балинскому в его домогательствах отказать".

В 1903 году также был отклонен проект К.В.Трубникова и инженера К.К.Руина.

В 1912 году Московская гордума обсуждала новый проект подземки, разработанный группой авторов и предусматривающий строительство трех линий. Первую - от Смоленского рынка до Каланчевской площади, вторую - от Тверской заставы (ныне площадь Белорусского вокзала) до Покровской (Абельмановской) заставы, а третью - от Виндавского (Рижского) вокзала до Серпуховской (Добрынинской) площади. Метролинии намечалось соединить с линиями Московского железнодорожного узла. Первая мировая война помешала претворить в жизнь  этот проект.

В 1918 году началась разработка плана строительства и реконструкции Москвы. Несколько позже были рассмотрены основные предпосылки сооружения подземной дороги.

Группа авторов под руководством В.Л.Николаи в 1925-1930 годах разработала проект сети Московского метрополитена из четырех диаметральных и одной кольцевой линии.

В 1931 году специально созданная организация "Метрострой" развернула подготовленные работы к строительству и организовала обучение специалистов. На улицах и площадях столицы появились лозунги: "Даешь метро!" Был объявлен всесоюзный набор молодежи для работы в Метрострое. В строительстве приняли участие шахтеры Донбасса, бетонщики Днепростроя, московские комсомольцы. Более 500 предприятий освоили производство новой техники, поставляли для метрополитена эскалаторы, вагоны, насосы, вентиляторы, рельсы, лес, цемент, мрамор, гранит, полудрагоценные и поделочные камни, стальные и медные изделия, светильники. Московское метро строила вся страна. Первая шахта появилась на Русаковской улице в августе 1931 года.

Плотная городская застройка, подземные коммуникации и реки, пересекающие трассы метрополитена, осложняли строительство. Тем не менее сооружение первой очереди было завершено и 15 октября 1934 года был пущен пробный поезд, а 15 мая 1935 года в 7 часов утра открыли свои двери тринадцать станций первой линии метрополитена: десять на участке "Сокольники" - "Парк культуры" и три - на ответвлении трассы со станциями "Калининская", "Арбатская" и "Смоленская". Протяженность первой линии 11,6 километра.

В результате - ввод в эксплуатацию линий на участках: "Смоленская" - "Киевская" в 1937 году, "Площадь Революции" - "Курская" и "Площадь Свердлова" - "Сокол". В 1938 году завершена вторая очередь строительства Московского метрополитена.

С тех пор строительство метро велось постоянно. Оно не прекращалось даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны, когда велось строительство третьей очереди и началось сооружение Кольцевой линии.

Начиная с 50-х годов, развитие получили радиальные линии. Сегодня москвичей и гостей столицы голубые экспрессы перевозят по одиннадцати линиям метрополитена: Сокольнической, Замоскворецкой, Арбатско-Покровской, Филевской, Кольцевой, Калужско-Рижской, Таганско- Краснопресненской, Калининской, Серпуховско-Тимирязевской, Люблинской и Каховской.

На Сокольнической линии (прежде Кировско-Фрунзенской) 19 станций. За годы, прошедшие после вступления в постоянную эксплуатацию в мае 1935 года, протяженность линии увеличилась более чем в два раза. В 1957-1958 годах было открыто движение от "Парка культуры" до "Спортивной", затем-до "Университета" и "Юго-Западной". В 1966-1989 годах линия продлена от "Сокольников" до станций "Преображенская площадь" и "Улица Подбельского".

На Замоскворецкой (прежде Горьковско-Замоскворецкой) линии 20 станций. После ввода в эксплуатацию в 1938 году участка "Сокол" - "Площадь Свердлова" (ныне "Театральная") и в 1943 году - "Площадь Свердлова" - "Завод им. Сталина" (ныне "Автозаводская") развитие этой линии продолжалось. В 1964 году было открыто движение поездов на участках "Сокол" - "Речной вокзал", в 1969 году - "Автозаводская" - "Каховская". В 1984-1985 годах от станции "Каширская" линия продлена до "Орехово", а затем до "Красногвардейской".

На Арбатско-Покровской линии, перешагнувшей через Москву-реку, 12 станций. Линия вводилась поэтапно. После открытия движения в 1938 году от "Площади Революции" до "Курской", приняты в эксплуатацию участки: в 1944 году - "Курская" - "Измайловский парк", в 1953 году - "Киевская" - "Площадь Революции", в 1961-1963 годах - "Измайловский парк" - "Первомайская" - "Щелковская".

На Филевской линии 13 станций. Движение сначала было открыто в 1935 году от "Калининской" (ныне "Александровский парк") до "Смоленской", а в 1937 году - от "Смоленской" до "Киевской". Линия продлялась в 1958-1965 годах от "Киевской"до "Кутузовской", затем до "Фили", "Филевского парка", "Молодежной" и позднее до "Крылатской".

Кольцевая линия, соединяющая в единый узел все линии Московского метрополитена, имеет 12 станций. Движение было открыто в 1950 году от "Парка культуры" до "Курской", а в 1952 году от "Курской" до "Белорусской". В 1954 году введен в действие участок от "Белорусской" до "Парка культуры", замкнувший кольцо, связавшее основные железнодорожные вокзалы Москвы.

На Калужско-Рижской линии 24 станции. Эта линия образовалась в результате соединения Калужской и Рижской линий. Движение на участках было открыто: в 1958-1971 годах - "Проспект Мира" - "ВДНХ", затем "Площадь Ногина" (ныне "Китай-город") - "Проспект Мира" и "ВДНХ" - "Медведково". В 1962-1964 годах - "Октябрьская" - "Новые Черемушки" - "Калужская", а в 1974-1987 годах - "Калужская" - "Беляево" - "Теплый стан", затем до "Битцевского парка". tc "На Калужско-Рижской линии 24 станции. Эта линия образовалась в результате соединения Калужской и Рижской линий. Движение на участках было открыто\: в 1958-1971 годах - \"Проспект Мира\" - \"ВДНХ\", затем \"Площадь Ногина\" (ныне \"Китай-город\") - \"Проспект Мира\" и \"ВДНХ\" - \"Медведково\". В 1962-1964 годах - \"Октябрьская\" - \"Новые Черемушки\" - \"Калужская\", а в 1974-1987 годах - \"Калужская\" - \"Беляево\" - \"Теплый стан\", затем до \"Битцевского парка\"."

На Таганско-Краснопресненской линии 19 станций. Движение в 1966 году открыто на участке "Выхино" - "Таганская". В 1970-1975 годах линия продлялась до "Площади Ногина" (ныне "Китай-город"), "Баррикадная", "Октябрьское поле" и "Планерной".

На Калининской линии 7 станций. Эта линия положила начало магистрали, которая в перспективе пересечет Москву с востока на запад. В канун Нового 1980 года шесть станций этой линии от "Новогиреева" до "Марксистской" приняли своих пассажиров, а в 1985 году линию продлили до станции "Третьяковская".

Серпуховско-Тимирязевская линия имеет 22 станции. Первый участок этой линии, называющийся ранее Серпуховским, от станции "Южная" до "Серпуховской", введен в строй в 1983 году. До станции "Пражская" линия проводилась в 1985 году. В 1986 году были открыты станции "Полянка" и "Боровицкая", положившие начало Тимирязевской линии. В 1987-1988 годах открылись станции "Чеховская", "Цветной бульвар", "Менделеевская", "Савеловская". Далее линия протянулась до станции "Отрадное" и "Алтуфьево".

Люблинская линия, имеющая 10 станций от "Чкаловской" до "Марьино", введена в действие в 1995-1996 годах.

Каховская линия с тремя станциями: "Каховская", "Варшавская" и "Каширская" выделена из Замоскворецкой линии в самостоятельную.

На начало 1999 года в радиально-кольцевой структуре Московского метрополитена 157 станций. Из них 54 станции объединены в 23 пересадочных узла.

Самый крупный узел со станциями "Библиотека им. Ленина", "Арбатская", "Боровицкая" и "Александровский сад" связывает четыре линии. Еще в структуре метрополитена шесть трехлинейных и шестнадцать пересадочных узлов.

Длина всех линий Московского метрополитена  - 260 км. Действуют 540 эскалаторов, общая длина лестничного полотна более 55 км.

Московский метрополитен  занимает пятое место в мире по протяженности линий, уступая Нью-Йорку, Лондону, Парижу. Но он вышел на первое место по напряженности и объему перевозок, выполняя почти половину всех пассажирских перевозок городским транспортом. За один день в метро совершают поездки более 9 миллионов человек (за год-более 3 миллиардов).

Конструктивная скорость  вагонов 100 км/час, а средняя скорость поездов с учетом остановок около 42 км/час. Подвижной состав обслуживают 15 депо.

Нет равных в мире Московскому метрополитену и по архитектурному оформлению.

В создании и оформлении станций и вестибюлей Московского метро участвовали известные архитекторы, скульпторы и художники страны: Н.Я.Данько, А.А.Дейненко, В.Г.Гельфрих. А.Н.Душкин, Н.А.Ладовский, П.Д.Корин, Е.Е. Лансаре, М.Г.Манизер, Г.И.Мотовилов, Н.В. Томский, Д.Н.Чечулин, И.А.Фомин, А.В.Щусев, Я.Г.Лихтенберг и другие, которые стремились не только создать наиболее комфортные условия для пассажиров, но и придать каждой станции индивидуальный архитектурный облик.

Можно выделить три этапа строительства Московского метрополитена.

Первый этап. В период с 1935 по 1955 год сооружались станции-дворцы с применением естественного камня и ценных материалов. Станции украшались скульптурами, рельефами, живописью, оргинальными светильниками. Станционные залы и вестибюли имели свой неповторимый вид. При облицовке было использовано свыше 20 видов мрамора из различных месторождений Урала, Алтая, Средней Азии, Кавказа, Украины, а также гранит и другие дорогостоящие материалы.

Однако такое строительство требовало много времени и больших материальных затрат.

Второй этап длился с 1955 по 1970 год и совпал с массовым жилищным строительством на окраинах столицы. Логичным и оправданным было ускоренное доведение новых линий метрополитена до районов новостроек. Станции и пути размещались не только под землей, но и на поверхности. Широко применялись типовые проекты, стандартные железобетонные конструкции, недорогие отделочные материалы (кафель, гранитная крошка), упрощенные светильники.

Третий этап. Возрождение индивидуального подхода к архитектурному проектированию станций метро наметилось к концу 60-х годов. Этот этап объединил в себе достоинства первого и второго этапов. Вновь стали применяться естественный камень, монументальная живопись, барельефы, оригинальные светильники.

Московский метрополитен не только совершенное транспортное предприятие, но и уникальное собрание архитектурных сооружений. В число памятников архитектуры и строительства, подлежащих государственной охране, включены три станции: "Красные ворота" - перонный зал (архитектор И.А.Фомин) и наземный вестибюль (архитектор Н.А.Ладовский). Построена станция в 1935 году.

"Кропоткинская" - перонный зал (архитектор А.Н.Душкин и Я.Г.Лихтенберг). Построена в 1935 году.

"Маяковская" - перонный зал (архитектор А.Н.Душкин, художник  А.А.Дейнеки). Построена в 1938 году.

Великая Отечественная война - особая страница в истории Московского метрополитена. С конца лета 1941 года станции метро служили убежищем жителям города во время бомбежек, в вагонах работали медицинские пункты. Мастерские метростроя выпускали оружие и боеприпасы, ремонтировали танки.

На некоторых станциях метрополитена размещались государственные учреждения. Так, например, на перроне станции "Кировская" (ныне "Чистые пруды") за деревянной перегородкой, мимо которой без остановки проходили поезда, располагался узел связи Ставки Верховного Главнокомандования.

Правительство Москвы приняло постановление о развитии Московского метрополитена до 2010 года, предусматривающее продление и реконструкцию действующей радиально-кольцевой системы и строительство новых линий.

Ведутся работы по продлению Серпуховско-Тимирязевской линии до станций "Улица академика Янгеля", "Анино" и далее в Северное Бутово до станции "Бульвар Дмитрия Донского". К сожалению, из-за недостатка средств работы приостановлены.

Будут продлеваться: Калининская линия на восток до Новокосино; Люблинская линия - на юг до станции "Борисово" и на север через станции "Площадь Суворова", "Марьина роща" и "Останкино", далее на северо-запад до станций "Лихоборы" и "Юбилейная". Будут продлеваться также Сокольническая линия в Гольяново и до Киевского шоссе; Замоскворецкая - до Химок и Братеева; Калужско-Рижская - в Мытищи; Таганско-Краснопресненская - в Жулебино.

Намечено строить Митинскую и Строгинскую линии. Начнутся проектирование и строительство новых линий с улучшенными параметрами для обслуживания удаленных от Центра районов: Внуково, Солнцево, Лосиноостровская, Бирюлево, Южное Бутово, Новоподрезково, Ховрино, Люберцы и районов на границе Центрального административного округа Москвы.

Планируется довести протяженность сети Московского метрополитена до 420 километров.

Прогнозируемый годовой объем перевозок 4-4,5 миллиарда человек.

Е.К.Игнатов