МОСКОВСКИЕ  ДОСТОПАМЯТНОСТИ

 

 

 

   В допетровские времена на Руси единственным видом памятника или, как иногда говорят,мемориального  сооружения,был храм.Храмы или отдельные приделы напоминали об одержанных победах,рождении наследников,избавлении от бед...Это не случайно,поскольку верующие люди,закладывая храм,тем самым благодарили Бога за полученное добро.Вообще молитвенное обращение к Творцу содержит в себе покаяние,благодарение и просьбу.

Век шестнадцатый оставил нам три наиболее выдающихся в архитектурном отношении храма-памятника на московской земле.Все они имеют непосредственное отношение к личности человека,именем которого иногда и называют само столетие - век Ивана Грозного.

На высоком берегу Москвы-реки,неподалеку отзнаменитого села Коломенского,вознеслась ввысь церковь,стройные формы которой вместе с замечательным местоположением создают устойчивую связь с ее именем -Вознесения Господня.

Благодаря невиданному доселе каменному шатру,значительной высоте (41 м),а главное,удивительно стройным формам этот храм стал одним из символов древнерусской архитектуры.Освящена церковь была,по летописи,в 1532 году.,а вот дата закладки ее остется неизвестной.Одни историки считают,что храм моленнный,поставлен великим князем Василием 111 как просьба о даровании наследника в 1529г,.другие же датируют его 1530-м годом -годом рождения у князя сына Ивана (будущего царя Иоанна Грозного)-и тогда храм выражает благодарность Василия о даровании долгожданного наследника.

Неподалеку от церкви Вознесения,на противоположной стороне большого оврага,видна еще одна достопримечательность шестнадцатого столетия-церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи,что вбывшем селе Дьякове.Исследователи сходятся на том,что эта церковь изначально поставлена как памятная,но расходятся в определении самого памятного события.Чаще всего ее связывают с венчанием на царство Ивана 1YГрозного в 1547 г. Другое мнение повторяет версию уже знакомую нам по храму Вознесения,что это моленный храм Василия 111 о даровании наследника.

Наконей,третий,и самый знаменитый,-собор Василия Блаженного на Красной площади.Ставший едва ли не самым знаменитым московским памятником древней архитектуры,храм этот создавался в честь взятия Казани Иваном Грозным и присоединения к Московии Казанского ханства.По мере победоносного продвижения московского войска в 1552 г. на этом почетном месте появлялись один за другим небольшие  деревянные церкви, посвященные  тем святым и православным праздникам,на дни которых пришлись военные победы москвичей.Главный же штурм сильно укрепленного города был приурочен к одному из наиболее значительных праздников на русской земле -Покрова Богородицы,отмечаемому 1-го октября(14 октября по новому стилю).Позднее,по возвращении в Москву царь Иван велел поставить, как отмечала летопись, восемь "заветных" каменных престолов взамен временных деревянных церквей,обьединив их в единую композицию,с главным,Покровским, престолом в центре.Однако,следуя чувству гармонии,зодчие создали симметричный ансамбль из девяти престолов,образующих в плане два сдвинутых относительно друг друга креста, наложенных на одну ось - центральный престол Покрова.При этом каждый столп престол имеет свое архитектурное лицо, и все сооружение,получившее позднее яркую раскраску с "перевитыми"главами, выглядит одновременно и как воплощение "райского града Иерусалима" и как  памятник,обьединенный одной идеей истоического мемориала.Строительство этого сложного сооружения продолжалось с 1555 г. по 1961 г.Авторами его часто называют мастеров Барму и Постника,хотя достоверных сведений об их авторстве в документах нет.Поздее к многоглавому храму пристроили еще один придел,над могилой весьма чтимого местного московского святого Василия Блаженного.Постепенно название этого маленького придела перешло на сам храм.Теперь уже лишь специалисты называют всю церковь правильно,по главному престолу - храм Покрова Богородицы на Рву (последнее слово напоминает о глубоком рве,проходившем в древности вдоль восточной стены Кремля).Иногда называют его и "каменным цветком"- так и оставшимся неповторенным архитектурным шедевром древнй Москвы.

 

                                      к.и.н.А.Святославский