Недра Кремля овеяны романтикой. «Под землей в Кремле тайники и палаты великие, полны сундуков до сводов, а двери у тех палат железные, на них замки превеликие да печати на проволоке свинцовые». Такими словами увлек молодого Петра I авантюрист Конон Осипов. Долго велись раскопки по всему Кремлю, но... безуспешно. В XIX веке поисками кремлевских кладов увлекался директор Оружейной палаты князь Н. С. Щербатов. В сороковых годах ХХ века много сил и энергии потратил на розыски библиотеки Ивана Грозного неистовый кладоискатель И.С.Стеллецкий.
Только в самое последнее время в Кремле были проведены широкие и планомерные археологические исследования, пролившие новый свет на историю Кремля.

Интересная находка
Знаем ли мы, что находилось на месте современного Дворца съездов в древности? При строительстве нового дворца в самом центре котлована были открыты следы кладки интереснейшего памятника древнерусского зодчества - палат царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. Кладки - опоры столбов и фундаменты стен - состояли из плотно подогнанных каменных блоков, положенных "крестовым способом". Здесь же были обнаружены разнообразные керамические детали: резной камень, фасонный кирпич, керамические плитки, черепица, слюда от оконниц.

Царица Наталья
Дочь мелкопоместного тарусского дворянина, Наталья Кирилловна Нарышкина в 1671 году, девятнацати лет от роду, стала женой царя Алексея Михаловича Романова, и в 1672 году у нее родился сын Петр.Царица отличалась веселым, живым нравом. Была высокого роста, с черными глазами навыкат, звонким голосом, движения ее отличались грациозностью.
После смерти Алексея Михайловича Нарышкиной пришлось вступить в борьбу за власть с многочисленными Милославскими. После кровавого стрелецкого бунта 1682 года, во время которого было истреблено большинство сторонников Нарышкиной и ее родственников, Наталье Кирилловне пришлось уступить первенство царевне Софье. Опала царицы продолжалась до торжества царевича Петра над Софьей в 1689 году. Умерла вдова-царица сравнительно молодой, на 42 году жизни.

Терем опальной вдовы
Палаты молодой царицы были построены в Кремле к северу от Теремов через два года после рождения царевича Петра. В 1679 году, когда ребенок подрос, были построены новые, более просторныепомещения. Палаты неоднократно выгорали во время кремлевских пожаров, но неизменно востанавливались. Лишь после майского пожара 1737 года дворец решили не восстанавливать. А в 1753 году, в связи со строительством В.Растрелли Зимнего дворца в Кремле, остатки хором были разобраны, место выровнияли. И только нижний ярус здания остался в земле в ожидании будущих археологов.
К сожалению, изображения палат на старых рисунках не сохранилось, их облик восстановлен путем обработки археологических материалов.
Хоромы царицы располагались на внутреннем государевом дворе и переходами соединяли нынешний Теремной дворец с палатами царевен, примыкавшими к Патриаршему дому. Помещения были деревянными, но на "каменных стенах и столбах". К концу 17 века устройство деревянных жилых надстроек над каменными было строжайше запрещено царским указом и дворец царицы стал одним из последних зданий 17 века такого вида. Он стоял на склоне Кремлевского холма и имел два каменных этажа и три деревянных.

В гостях у царицы
Длина комнаты Натальи Кириолловны составляла 18,78 м. Общие размеры палат таковы: в длину 42,6 м, в ширину 27,7 м. Расстояние от палат до Теремного дворца - 21,3 метра. Внутренняя планировка покоев была достаточно проста - комнаты, одинаковые по размеру, следовали одна за другой: передняя палата, престольная палата, опочивальня, крестовая палата (молельня).
Над покоями царицы располагались комнаты Петра. А над ними "верхние чердаки" Натальи Кирилловны. Пол помещений был устлан зелеными сукнами, на окнах висели темно-зеленые занавеси.
Оформлению интерьера придавалось важное значение, и убранство покоев было строго увязано с зеленовато- бирюзовым цветом изразцовой печи. Хоромы были выполнены в коричневых и зеленых тонах, что подходило положению вдовствующей царицы. Сочетался с этой гаммой и колорит росписи стен. Роспись на темы евангельских притчей выполнили известные живописцы Иван Безмин и Иван Салтанов.Вдоль стен стояли лавки и поставцы с драгоценной посудой.
Уникальным украшением покоев был так называемый "рай" - дерево, расцвеченное различными красками, на дереве сидит ангел с мечом, по сторонам дерева - фигурки людей и зверей. "Рай" был убран зеркалами.

Детство царевича
С палатами матери связаны детские игры ПетраI. С самых ранних лет рос он в окружении своих сверстников -"робяток". Уже четырех лет от роду Петр являлся "полковником" потешного "Петрова полка". В 1682 году около палат была поставлена потешная площадка, на которой стоял потешный деревянный шатер и потешная изба. Здесь же были деревянные пушки, из которых стреляли кожаными ядрами.
Многие из простых народных игрушек, которыми пользовались "робятки", были найдены при раскопках - глиняные фигурки, свистульки. Дети немилосердно били в потешные барабаны, пробивая их насквозь - как видно из документов, барабаны довольно часто отправляли в Оружейную палату для починки.


Удивительный ансамбль
В ансамбль царицыных палат входила домовая церковь Петра и Павла, построенная на столбах и сводах нижних этажей в 1694 году. Это была каменная трехапсидная пятиглавая церковь с золочеными главами и крестами. Церковь соединялась переходами с жилыми покоями. К востоку от алтаря храма на кровле подклета была расположена площадка с висячим садом. Основа сада была сделана из свинца, которого пошло 640 пудов. Сверху основы была насыпана просеянная земля слоем 89 см. В саду росли плодовые и ореховые деревья. Здесь же были грядки и ящики для цветов - к зиме их закрывали войлоком и рогожей. Под садом и церковью находилась Судейская палата, а также палаты, в которых хранилась "казна" - платья и драгоценные уборы. Прекрасным порталом, украшенным резным камнем, был оформлен вход в Судейскую палату.
В самом нижнем этаже нарышкинских палат, который выходил на запад, жили "государевы богомольцы" и находилась Мастерская царицына палата.
Итак, многоэтажные палаты с шатрами, крыльцами, гульбищами, садом, декоративным убранством представляли весьма живописный и удивительный ансамбль. До нас не дошло имя зодчего, руководившего постройкой палат, но тем более ценны сохранившиеся в росписях имена плотников Никитки Перфильева, Нефедки Гаврилова, Васьки Степанова и других.
Т.Иванова