ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА В ЦАРИЦЫНО

Царицыно - удивительное место. Подковой тянутся пруды с островами. Если стать к ним лицом так, что за спиной останется линия электрички, то слева увидите башенки парадного моста и крыши дворцов историко-архитектурного заповедника "Царицыно". Справа на фоне леса, - бордовое здание с шестью белыми колоннами и "античным" фронтоном, перед которым соперничают в стройности с колоннами высокие ели. Это - Московский театр "Царицыно". Или, по официальным бумагам - Московской областной государственный Театр юного зрителя.

Театр этот - один из старейших в России. В этом году он начал свой юбилей, 70-й сезон. Когда входишь в нижнее, зеркальное фойе так и кажется. что между колоннами, за абажурами люстр и в таинственной глубине зеркал, играя, прячутся тени бесчисленных персонажей представленных зрителям за семь десятилетий.

...Театр был создан в 1930 году - как передвижной для "обслуживания" (так тогда говорили!) сельскохозяйственных районов Московской области. Это был единственный пердвижной театр Юного зрителя в Советском Союзе в то время! Но в истории Московского театра "Царицыно" многое было "впервые в стране" или "единственное в России".

В 1932 году театру дали странно звучащее, на нынешний взгляд, имя - "Мособлтеатр пролетарских ребят". И только в 1936 году он получил свое нынешнее официальное наименование: "Московский областной ТЮЗ". А спустя какое-то время театру передали один из клубов, переоборудовав его и приспособив для новой жизни - это то самое бордовое здание с колоннами, зеркальным фоей и "волшебными" абажурами на люстрах, которое стоит у самого берега Царицынских прудов.

Много лет этим театром руководила заслуженный деятель искусств России Виталия Фридман. Театр побывал с гастролями во множестве городов России и СССР. Ездил с гастролями и на фестивали в Югославию и Данию. Его спектакли и актеры удостоены множества Дипломов. Почетных грамот и премий. здесь играли артисты, ставшие впоследствии знаменитыми "звездами" российской сцены и экрана. Среди сотен спектаклей, поставленных на "царицынской сцене" - русская и зарубежная классика и все мало-мальски любимые детьми сказки. Но тут вот что важно отметить: в театре всегда помнили, что юный зритель - разный: это и малыши, и подростки, и старшеклассники. И, понятно, у них есть старшие товарищи и родители. Поэтому в театре старались ставить спектакли, так сказать, для "Семейного просмотра". Значит, - увлекательные для всех. Прежде всего - это зрелища, заразительные своей энергетикой и темпераментом.

Едва ли не первые в тогдашнем СССР здесь вывели на сцену "живой оркестр" - как то было в старинных традициях театрального искусства. И точно также одними из первых в стране здесь создали детский мюзикл. И впоследствии, почти при каждом новом главном режиссере, в театре "Царицыно" возникло что-то новое. При Владимире Салюке, например, создали "малую сцену". И сыграли едва ли не первыми в новой России спектакль пр произведениям знаменитого поэта "серебрянного века" М.Кузьмина. Кстати, В.Салюк и предложил назвать театр по месту расположения и  по сути задач духовного развития юного поколения - Театр-лицей "Царицыно". А уж теперешнее название - Московский театр-лицей "Царицыно". А уж теперешнее название - Московский театр "Царицыно" - закрепилось при нынешних руководителях: директоре, засл. деятеле культуры, Владимире Максимовиче и главном режиссере Александре Каневском.

Надо отметить, что приход в театр семь лет назад А.Каневского заметно обновил и изменил жизнь театра. Каневский - руководитель курса мюзикла коледжа им.Гнесиных. Вместе с ним пришли выпускники его курса (и затем в труппу театра постоянно вливались и те, кто заканчивал у Каневского очередной курс мюзикла, и молодые артисты из других театров и вузов, владеющие не только драматической игрой, но и танцем). Вместе с ветеранами театра это настолько расширило возможности коллектива, что один за другим здесь были поставлены подряд три мюзикла - "Портрет (Голые)" по стихам старофранцузких поэтов и Роберта Бернса на музыку А.Серпера, "Шоу на пароходе" - сцены из лучших мировых и российских мюзиклов и оперетт и знаменитый американский мюзикл К.Портера по "Укрощению строптивой" В.Шекспира - Целуй меня, Кэт!". И затем, что ни год, на афише театра появлялся новый "синтетический" спектакль и начиналась новая, необычная программа.

Тут были проведены уличные действа - "День Тома Сойера", например. Директор Максимович важно вышел под колонны в шикарной "степановской шляпе" - что вы хотите, бывший актер-герой, когда-то грала даже кавалера Кристиана де  Невиллета в "Сирано де Бержераке", да и сейчас выходит на сцену театра в роли Стародума в спектакле "Недоросль!"... ну вот, какой-то мальчишка его и спрашивает: "Ты - шериф что ли?" - "А то!" - ответил Максимович. "Будем дружить!" - сказал мальчишка, и весь день они ходили с "шерифом" в обнимку...

Потом на льду пруда были разыграны "Святошные потешки". А в этом году театр начал активное сотрудничество с заповедником "Царицыно", подготовив большую программу "Пушкинский бал" и представил ее на специально выстроенном в центре заповедника подиуме в день юбилея великого поэта.

Здесь была осуществлена программа "Молодые режиссеры и эксперементальные программы". В афише появилась очень необычная постановка по чеховской "Дуэли" (реж.-Н.Орловская), клубный "спектакль в фойе" - "Счастливый Моцарт" (постановка В.Поплавского по пьесе поэта и драматурга Е.Исаевой) и мини-мюзикл о любви "Рита, или Любовь в Венеции" (режиссер Е.Салейкова).

А результатом программы "Классика на малой сцене" стали необычная постановка А.Каневским "Женитьбы" Н.Гоголя - "Куда ушел Иван Кузьмич?" и чрезвычайно редко ставящаяся в России ранняя пьеса Б.Брехта "Мещанская свадьба" в постановке Валерия Персикова.

Но не забыто и "музыкальное направление". Несколько лет назад А.Каневский поставил спектакль (он до сих пор в афише) "Иль... (Чудовище)". Это фейерическая фантазия с пением и танцами, в стихах, по пьесе, написанной поэтом и актером Ю.Юрченко на темы сказок К.Гоцци. А сейчас готовится к выпуску премьера - фольклорное драматически-пластическое действо "Руслан и Людмила" по поэме А.Пушкина (в постановке А.Каневского). Нужно кстати отметить, что практически в любом спектакле театра много внимания уделяется эффектному оформлению, костюмам, содержательному литературному тексту, музыке. пению и пластике.

С театром сотрудничали и сотрудничают самые интересные театральные специалисты - композиторы А.Серпер (США), А.Чевский, В.Семенов, А.Семенов; художники В.Вильчес0Ногеро, Т.Спасоломская, И.Балашевич; замечательный хореограф М.Суворова. На афише - имена лауреата Международной премии Международной Ассоциации театров для детей и юношества драматурга М.Бартенева ( его пьесы идут по всей России), лауреата Национальной театральной премии "Золотая маска" актрисы, воспитанницы А.Каневского Н.Баранниковой. Надо отметить, между прочем, что ученики А.Каневского поют, танцуют и играют ведущие роли во всех московских музыкальный театрах и антрепризах, выступали на Бродвее, и сейчас трое из них участвуют в "русском варианте" знамитого мюзикла "Метро". А сам Александр Каневский удостоен Гранта президента России...

Сейчас трудные времена для всех. Проблемы есть и у театра "Царицыно" - хотя недавно он выиграл конкурс на Грант Фонда Сороса и участвует в большом международном проекте "Волшебный Дом", но это не решает всех проблем. То ломает что-то в старом оборудовании и здании. Специалисты театра участвуют в различных фестивалях, смотрах, российских и международных программах (прфессиональных и любительских) в качестве жюри и руководителей лабораторий. А  в планах театра - новые премьеры, которые должны радовать его зрителей: больших и маленьких.