Несмотря на значительные трудности, которые испытывают многие отрасли России,
Московский метрополитен - важная транспортная отрасль столицы - сегодня не только
поддерживает основную материальную базу, но и активно развивается.
О перспективах московского метро мы говорим с начальником Московского метрополитена
Дмитрием Гаевым.
- Дмитрий Владимирович, несмотря на серьезное недофинансирование со стороны
федерального бюджета, московскому метро удается строить новые линии и открывать
новые станции.
- Средств, действительно, федеральным бюджетом выделяется мало, сегодня это
20% от объема общей потребности, а были годы, когда этот показатель не превышал
8-12%. И если бы не активная поддержка Правительства Москвы, то метрополитену
жить было бы крайне сложно, так как объем наших собственных доходов недостаточен.
- Каким образом формируются средства для покрытия расходов метрополитена?
- Процедура следующая: мы формируем смету затрат на поддержание и развитие метро,
вычитаем из нее сумму предполагаемых собственных доходов и возмещение из федерального
бюджета, а оставшуюся сумму просим у Правительства города. Правительство выходит
на Московскую городскую Думу, которая при принятии бюджета учитывает запросы
метрополитена. Определенное время назад мэром города было принято решение о
направлении части средств из дорожного фонда, а сегодня это еще и прямое финансирование,
поскольку метрополитен из бюджета города Москвы финансируется теперь и отдельной
строкой. Это очень важное решение московских властей, поскольку строка в бюджете
- это гарантированное выделение предусмотренных нашими сметами сумм. Не могу
не сказать слова благодарности нашему мэру - Юрию Михайловичу Лужкову, Правительству
Москвы и Московской городской Думе. Среди депутатов особо хотелось бы выделить
Андрея Вячеславовича Широкова - председателя Комиссии по нормативной базе городской
инфраструктуры, без активной позиции которого, а если конкретнее, без настойчивости
при решении вопросов, связанных со строительством новых линий и введением новых
станций, многие вопросы не были бы решены так, как они решаются сегодня.
Если Вы помните, в начале 90-х годов в Москве была предпринята политика активного
строительства метро, но известные события в государстве не позволили реализовать
эту идею. Сегодня концепция строительства метро иная: если можно так выразиться,
концепция реального строительства, которое позволяет вводить в эксплуатацию
линии по определенным направлениям.
- Сейчас много говорят о проекте «легкого метро», которое решит транспортные
проблемы жителей новых районов на юге Москвы. Расскажите немного об этом.
- Да, на этом направлении уже введена в эксплуатацию станция метро «Улица Академика
Янгеля», в декабре начнет работать станция «Аннино», в следующем году будет
открыта станция «Бульвар Дмитрия Донского», а в 2003 году- линия легкого метро
примет пассажиров в Южном Бутове. Уже сегодня мы ведем переговоры с Мытищами
об освоении выпуска новых вагонов с дополнительной системой обогрева и вентиляции.
Эти вагоны будут отличаться от привычных вагонов метро. Они на 6 метров короче
обычных (длина обычного вагона метро - 20 метров), что позволит значительно
уменьшить радиусы поворота, а это улучшит маневренность поездов, - как вы понимаете,
важное качество в условиях города. Поезда смогут обслуживать до 25000 человек
в час. И еще важная деталь - 65% жителей Южного Бутова будут находиться в зоне
доступности легкого метро. Вышел из дома - и сразу оказался в метро. Все это
приведет к разгрузке других видов транспорта и, как следствие, к экономии бюджетных
средств города.
Общая протяженность линии легкого метро Южного Бутова составит 7 километров,
здесь будут открыты станции «Бульвар Дмитрия Донского», «Бульвар Адмирала Ушакова»,
«Поляны», «Детский парк», «Бунинская аллея», «Чечерский проезд». Как я уже говорил,
жители района смогут пользоваться этим маршрутом в 2003 году.
Еще я хотел бы отметить, что метро в такой форме - проект, на мой взгляд, очень
перспективный. Срок его строительства уменьшается до трех лет вместо пяти, а
инвестиций на один километр линии потребуется 17 миллионов долларов вместо 30.
При удачной реализации проекта в такой форме этот опыт можно будет перенести
и на другие районы города.
И еще одна важная для москвичей новость: планируется в перспективе соединить
станцию метро «Бульвар Дмитрия Донского» со станцией метро «Битцевский парк».
Все работы предполагается провести под землей, не нарушая природного ландшафта
- с одной стороны, и не вмешиваясь в корневую систему деревьев парка - с другой.
Так что жители Северного и Южного Бутова смогут пользоваться двумя линиями метро.
С.Владимиров