Не останавливаясь на первом периоде формирования вуза из различных образовательных
организаций, относящемся к началу прошлого века, можно, тем не менее, констатировать,
что уже первый выпуск 27 инженеров-строителей в 1921 г. не был комом. Однако истинное
развитие учебная работа получила с приходом в МИСИ в конце 20-х -начале 30-х годов
прошлого века выдающихся ученых и специалистов-практиков. Именно научные школы
формировали академическую, образовательную среду института, обогащая ее новыми
идеями, теориями и методами. Огромную роль в процессе воспитания принципиально
иного поколения специалистов-строителей сыграли не только профессионализм, но
и интеллигентность, высокая порядочность патриархов науки тех лет.
В условиях серьезного отбора формировался преподавательский корпус вуза, хорошей
школой в 30-е - 40-е годы стала аспирантура; привлечению молодежи в научно-педагогические
кадры высшей квалификации способствовала проводимая государством политика поддержания
высокого престижа образования и науки, сохранившаяся до конца 80-х годов.
Серьезным испытанием для МИСИ стала Великая Отечественная война. Большой отряд
студентов нашего вуза был отправлен летом 1941 года на строительство оборонительных
рубежей. Занятия в это время не велись. Однако уже через шесть месяцев после начала
войны эвакуированный в Новосибирск вуз продолжил занятия на базе Новосибирского
ИСИ. В этот период учебный процесс планировался и осуществлялся совместно силами
обоих вузов. В программы дисциплин были введены разделы, отражающие научные результаты
ученых МИСИ, актуальные для военного времени («Ледовые дороги», «Сварка на морозе»
и др.).
Возвращение из эвакуации в Москву также прошло организованно, и вуз быстро наладил
учебную работу, тем более, что в учебные аудитории пришли посерьезневшие за фронтовой
период студенты, горящие желанием восстановить разрушенное врагом.
В послевоенные годы продолжал укрепляться профессорско-преподавательский состав
МИСИ, в т.ч. за счет более широкого привлечения на преподавательскую работу ведущих
ученых из НИИ и специалистов из промышленности. Объединению в одном коллективе
наиболее сильных педагогов и ученых способствовало и слияние в конце 50-х годов
МИСИ и Московского института инженеров городского хозяйства и строительства.
Для конца сороковых -пятидесятых годов характерно открытие целого ряда новых специальностей,
например, подготовка инженеров-архитекторов, возобновленная лишь в конце 90-х.
Между тем многие выпускники этой специальности стали крупными руководителями проектных
организаций, руководителями служб городского архитектора и т.д.
Большую роль в выдвижении МИСИ в этот период в качестве ведущего строительного
вуза сыграли подготовка и издание профессорами института большого количества фундаментальных
учебников по различным дисциплинам, многие из которых были впоследствии неоднократно
переизданы. Патриархами академической школы МИСИ тех лет заложен и тот фундамент
высокой ответственности за качество лекций и практических занятий, выполнение
всех требований организации учебного процесса, которые вуз поддерживает до настоящего
времени.
Дальнейшее развитие учебно-методической работы вуза соответствовало тенденции
максимально быстрого переноса научных достижений в содержание образования; этому
способствовал расцвет научных школ МИСИ в 60-е-70-е годы. Продолжали открываться
новые направления подготовки (например, «Строительство тепловых и атомных электростанций»),
новые кафедры и факультеты, стали широко применяться технические средства обучения,
большое внимание уделялось учебной и учебно-методической литературе.
Вуз сыграл важную роль в подъеме всего высшего строительного образования СССР,
выполняя функцию ведущего методического центра, сохраненную им до настоящего времени.
МИСИ обеспечивал учебной литературой и методическими разработками большинство
строительных вузов и факультетов Союза, разрабатывал примерные учебные планы и
программы дисциплин, оказывал другую методическую помощь. Особо следует отметить
высокий уровень работы и большую популярность факультета повышения квалификации
преподавателей МИСИ.
Перестройка, начавшаяся в середине 80-х, привнесла ряд новшеств в учебную работу
вузов. Было отменено распределение выпускников, введено свободное посещение студентами
занятий и др. В этот и последующий периоды руководство МИСИ внимательно следило
за происходившими и грядущими изменениями; их анализ и прогнозирование позволяли
либо упреждать, либо быстро реагировать на упомянутые перемены. Например, распределение
выпускников было быстро заменено системой целевой подготовки по заказам организаций,
многие элементы которой сохранились и по сей день. С другой стороны, увеличение
академических свобод сопровождалось резким сокращением финансирования, старением
учебно-лабораторного оборудования, падением престижа высшего образования, особенно
в начале 90-х годов. Исключительно тяжелым оказался период 1993-2000 гг., когда
государственного финансирования вузов хватало лишь на мизерную зарплату преподавателям
и сотрудникам и стипендии студентам.
К чести вуза, не сложившего руки, в этот период был предпринят ряд инициатив,
позволивших не только не снизить, но и повысить уровень учебно-методической работы
и престиж вуза в целом. Используя результаты анализа мировых тенденций в высшем
образовании, особенностей формирования рыночной экономики в России, вуз предложил
и открыл ряд новых специальностей и специализаций.
Осознавая, что не менее важным, чем подготовка будущих специалистов, является
оснащение новыми знаниями работающих в отрасли, МГСУ уделил большое внимание повышению
квалификации и переподготовке специалистов, а также участию совместно с Федеральным
лицензионным центром в становлении лицензионной деятельности в инвестиционно-строительной
сфере экономики России.
Важную роль в этих видах деятельности сыграли многочисленные международные связи
университета, позволившие получать необходимую информацию для последующего анализа
и внедрения в отрасли. Партнерами МГСУ в этот период становятся Газпром, Департамент
строительства Правительства Москвы и ряд других крупных организаций.
Дальнейшее развитие этого направления в учебной деятельности связано с разработкой
идеологии, обучением и практическим внедрением других атрибутов современного рынка,
осуществленными в конце 90-х годов.
Значительные усилия были предприняты вузом для замены явно устаревшей методологии
послевузовского строительного образования, основанной в прежние годы на системе
институтов и факультетов повышения квалификации. В это время практически прекратила
свое существование прежняя принудительная система повышения квалификации. Вместе
с тем, в отрасль на руководящие и инженерные должности пришло значительное число
людей, не имеющих базового строительного образования.
В сложившейся ситуации МГСУ подхватил идею Мосстройлицензии о введении в качестве
первого шага предлицензионной подготовки и аттестации специалистов, приняв активное
участие в разработке методической и организационной базы. С 1994 по 2001 гг. в
университете эту форму повышения квалификации прошли несколько тысяч специалистов
строительных комплексов Москвы и Московской области.
Для дальнейшего развития этого крайне необходимого отрасли направления вузом был
проведен анализ международного опыта и совместно с Российским обществом инженеров
строительства разработана система непрерывного послевузовского профессионального
образования (НПО) и аттестации, основанная на международных требованиях. В основу
новой системы положен адаптированный к российским условиям опыт Международного
института инженеров-строителей (Великобритания), разработанная им система признается
в 140 странах мира.
Гибкая система НПО предусматривает постепенный набор знаний и самообразование
по определенной программе с выходом на послевузовскую аттестацию, проводящуюся
по международным правилам и включающую собеседование и письменный экзамен. Предложенная
система введена в Москве, подготовлено ее широкое распространение в регионах на
базе строительных вузов.
В вузе проводится большая профориентационная работа, приводящая к устойчивому
росту конкурса в вуз в последние годы; координационная деятельность в рамках Ассоциации
строительных вузов, объединяющей более 140 строительных вузов и факультетов СНГ;
взаимодействие с дочерними вузами и многое другое.
Характерными особенностями образовательной деятельности МГСУ в предстоящем периоде,
согласно проведенному анализу, являются: постепенное снижение числа выпускников
школ, которое может достичь 60% к 2008 году по сравнению с выпуском 1999 года
(нерожденные дети «перестройки»); реализация принципа «образование через всю жизнь»,
выражающегося в тесной увязке вузовского и послевузовского профессионального образования
и переносе части быстроменяющихся специальных знаний в НПО; разумное использование
дистанционного вузовского и послевузовского профессионального образования на основе
информационных технологий.
Серьезную тревогу вызывает также старение профессорско-преподавательского состава,
падение престижа профессии педагога.
Уменьшение числа абитуриентов приведет не только к обострению конкурентной борьбы
между вузами, но и объективно вызовет потребность в приеме желающих обучаться
из ближнего и дальнего зарубежья. Важным фактором привлечения зарубежных рекрутов,
несомненно, станет международная аккредитация МГСУ, которую вуз успешно прошел
в 1999 г. В соответствии с ее результатами МГСУ внесен в реестр ведущих строительных
вузов Европы, а его выпускники-инженеры приравнены к магистрам инжиниринга британских
вузов. Ряд совместных образовательных проектов предусматривается с вузами Германии
и Великобритании.
Увязка вузовского и послевузовского образования, безусловно, потребует пересмотра
Государственных образовательных стандартов базового образования и возможного введения
образовательных стандартов послевузовского образования. Такая работа уже проводится
на международном уровне силами Европейского совета инженеров-строителей; активное
участие в этой деятельности принимают специалисты МГСУ. Последние годы XX века
прошли также под знаком расширения форм обучения в университете; к традиционным
добавились экстернат и дистанционное образование.
В условиях острого дефицита бюджетного финансирования важнейшую роль играет самообеспечение
вуза, в том числе за счет дополнительных (платных) образовательных услуг. Для
организации этой деятельности в университете в 1996 году создан Учебно-консультационный
центр непрерывного образования, имеющий свои отделения на всех факультетах. Делегирование
финансовых полномочий подразделениям в значительной степени способствовало повышению
их производственной активности и успеху упомянутых ранее мероприятий.
Произошедшие в мире изменения существенно изменили роль строителей в современном
обществе. Строительство стало природообразующим фактором, а основная задача строителей
- создание комфортной и безопасной искусственной среды обитания, дружественной
природной среде, - не знает себе равных по значимости. Именно такое толкование
строительства положено в основу преподавания в МГСУ. «Учить жизни через строительство»
- вот сегодняшний лозунг вуза.
Накопленный опыт и имеющийся задел, высокий профессионализм профессорско-преподавательского
состава и учебно-вспомогательного персонала, увеличение притока молодежи в аспирантуру
позволяют университету, входящему в свое девятое десятилетие, с уверенностью смотреть
в будущее.
В.Карелин,
ректор МГСУ,
академик РААСН, МИА, РИА, профессор, д.т.н.
А.ЗАБЕГАЕВ,
проректор по учебной работе МГСУ, проф., д.т.н.