АЛХИМИКИ
На вопрос, существоали ли в древнерусских городах, в частности, в
Москве, алхимики, которыми в XIV-XVII в.в. буквально кипела Зпапдная Европа,
историки науки дают отрицательный ответ. Действительно, до настоящего времени
не удалось найти ни одного документального доказательства о существовании в
допетровской Руси алхимических лабораторий или же об увеличении русских людей
алхимическими идеями.
Вместе с тем есть сведения. что в XVI- XVII в.в. в Москву приезжали
многие алхимики-иностранцы, предлагавшие свои услуги московским царям и боярам.
Известно также, что такие попытки иностранцев-алхимиков были совершенно
безуспешны.
Однако отсутствие документальных доказательств отнюдь не означает, что
на Руси того времени не интересовались опытами с металлами. Негативное
оотношение православной веры на Руси к подобного рода затеям сводилось к тому,
что монахи уничтожали любые записи или документы, относящиеся к знахарству и
алхимическим мыслям.
Иногда даже хранение записок с лечебными и техническими рецептами и
заговорами самого невинного содержания считалось почти равносильным покушению
на жизнь царя и жестоко преследовалось.
Явное недоверие московских царей и их ближайших советнииков к алхимии не
мешало им, однако, проявлять иногда большую заботу о развитии на Руси горного
дела, металлургии и химических ремесел.
Поиски и разведки месторождений металлургических руд поощрялись
московским правительством весьма своеобразно. Крестьянин нашедший месторождение
руды и заявивший об этом властям, получал ничтожное царское жалованье, а
заявленный участок немедленно отчуждался в царскую казну. Крестьян, владевших
участком, либо сгоняли с насиженных мест, либо превращали в крепостных рабочих
на рудниках. Естественно, что при таком обороте дела свободные крестьяне, да и
вотчинники - помещики чаще всего скрывали от правительства находки руд с
признаками драгоценных металлов.
Острая нужда в металле заставляла московское правительство уже в XVI в.
снаряжать экспедиции на Восток, в постепенно осваиваемые приуральские и
уральские области, а затем и в Сибирь. только с появлением на Востоке
предприимчивых промышленников - Строгановых, Демидовых и других - дело добычи
сдвинулось с мертвой точки.
В 1950 году в отделе рукописей Всесоюзной библиотеки им. В.И.Ленина
О.А.Яковлевой была обнаружена очень важная и любопытная рукопись, писанная
скорописью и датируемая первой четвертью XVII в. Автор этой рукописи пишет о
русском рудознатце, жившем в конце XVIв. во времена царствования Федора
Ивановича.
Этот человек объявился в г.Твери в 1596 г. (лета 7104). великому князю и
царю всея Руси Федору Ивановичу доложили, что есть некий человек, который при
помощи переплавки с различными добавками отделяет золото и серебро от руды. В
ближайшее время по указу Федора Ивановича он был доставлен в Москву.
Начав переплавку руды он один раз удачно получил продукт как настоящее
золото. Но далее опыта не давались. Царь Федор Иванович разгневался на него и
приказал пытать без всякой жалости мастера и его ученика. Но рудознатец отвечал
боярам, что много раз повторял опыт, но ничего не получалось. Использовал те же
самые химикаты (или реактивы) и кислоты, но не происходило отделения металла от
руды. Итог этих опытов был таков, что рудознатец и его ученик погибли
отравившись парами ртути.
Ясно, что приведенное в летописи известие было исключительным в жизни
того времени. Очевидно потому, оно и записано. Летописец поместил это известие
под сильным впечатлением трагической судьбы мастера-рудознатца в числе исключительных
событий. Русский мастер, так трагически окончивший свою жизнь, имел более
скромную, но зато куда более почтенную цель, нежели западные алхимики -
переплавлять золотую и серебряную руду (а не свинцовую, например, с целью
получения золота).
Приведенный документ - одно из свидетельств о пытливости ума
древнерусских мастеров, стремившихся в тяжелых политических и экономических
условиях решить важнейшую для своей родины проблему обеспечения ее драгоценными
металлами за счет внутренних ресурсов.
С.Рябиченко