В центре Москвы, близ Кремля,
в старинном особняке екатерининского времени разместился единственный в России
Музей архитектуры.
История создания Музея
архитектуры во многом раскрывает специфику, т.е. его отличие от прочих
известных художественных, исторических и профильных музеев. Прежде всего,
архитектура, которая является основной экспозицией музея, есть главный и
наиболее сложный для широкого понимания вид изобразительного искусства.
Возникает вопрос: зачем показывать в
музее то, что окружает нас везде? Дело в том, что даже архитектура
исчезает – она разрушается временем, заменяется новомодной, более удобной для
современного человека. Н.В. Гоголь сказал: “Архитектура – тоже летопись мира, она говорит тогда, когда уже
молчат и песни, и предания, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе.”
Идея создания в России
особого научно-просветительского центра, который возглавил бы работу по
собиранию и сохранению различных материалов, относящихся к архитектуре,
возникла в конце XIX в. Ученые: историки, архитекторы, многие люди искусства и,
конечно, меценаты, возглавили мощное движение по охране национального наследия
русского народа. Комиссия по
сохранению древних памятников истории и культуры при Императорском Московском
археологическом обществе занималась вопросами охраны и реставрации памятников
истории и культуры, работали археологические экспедиции, организовывались
научные общества, выставки, создавались музеи. Почти каждый крупный город имел
свой историко-краеведческий музей. Так накапливался материал, положивший начало
формированию архитектурного фонда, а в связи с этим возникла необходимость в
открытии Музея архитектуры в Москве.
Но прошло более 60 лет, прежде чем он был
создан. Произошло это в 1934г. В разработке научной концепции Музея участвовали
крупнейшие отечественные искусствоведы, занимавшиеся не только проблемами
русского искусства, но и исследованием западно-европейской, византийской и
ближневосточной культур.
Уместно отметить еще одну
особенность этого Музея. Она состоит в том, что, когда Музей создавался, Россия
переживала период разрушения старой культуры – шло тотальное уничтожение
древних памятников, особенно храмов, монастырей, дворцов, дворянских усадеб. В
молодом советском государстве еще не существовало охранных законов и
учреждений, занимающихся этими вопросами. И вот в этих условиях Музей
архитектуры принял на себя несвойственные обычным музеям охранные функции. Отпечаток
этого лежит на всех направлениях деятельности Музея. Самый многочисленный
раздел фондов – обмерный, состоящий из чертежей, выполненных при реставрации
или при научном обследовании архитектурных сооружений, здесь же хранятся графические материалы,
изготовленные и собранные Музеем и оставшиеся от исчезнувших памятников. Эти
материалы являются единственным источником, позволяющим точно воспроизвести
конструкцию и художественные формы древних сооружений. Например, в Москве, при
помощи таких чертежей и фотосъемки прошлых лет, были восстановлены Триумфальная
арка архитектора О.И. Бове (На Кутузовском проспекте), Воскресенские ворота на
Красной площади и знаменитый Храм Христа Спасителя. В последнем случае основу
сыграли оригиналы, т.е. подлинные чертежи и модель конструкции
центрального купола, выполненные самим К. Тоном. В 30-е гг., когда памятник был
приговорен к уничтожению, сотрудники Музея спасали то, что можно было увезти из
Музея. Теперь все эти ценности можно увидеть на тематических выставках.
Многие крупногабаритные и тяжелые экспонаты размещались на
территории Донского монастыря, который был передан советским правительством
Музею. Разместившись на территории монастыря уже в 1935 г., Музей архитектуры
практически спас монастырь от полного уничтожения - участи, которая постигла такие монастыри как,
например, Страстной, Симонов и др. Храмы и некрополь монастыря сразу же
стали объектом экскурсионного показа всем желающим.
Благородная миссия Музея по
спасению памятников касалась не только Москвы, но и других древних городов и
деревень России. Много материалов поступило в музей благодаря экспедициям в районы затопления Верхнего и
Среднего Поволжья, в районы Севера. Например, таким образом была собрана
большая коллекция архитектурного декора народного деревянного зодчества.
Уникальные работы были проведены сотрудниками Музея в
Троице-Макарьевом монастыре г. Калязина (XVI-XVII вв.). Знаменитый монастырь
был обречен на снос. Музейная экспедиция в очень короткие сроки 1939-1940 гг.
провела работы по фиксации (графической и фото) всех его сооружений. Было
спасено более 180 кв.м главного
Троицкого собора, выполненных лучшими царскими живописцами.
Сегодня Музей является
единственным по составу материалов и
задачам не только в России, но и в
Европе. Многие из существующих европейских музеев основывались в своей работе
на методическом опыте московского музея.
Особое значение для музейного
экспонирования имеют авторские модели XVIII-XIX вв. и макеты, выполненные с
большой точностью по существующим чертежам. В музее хранится всемирно известная
модель Большого Кремлевского Дворца, выполненная знаменитым русским зодчим В.И.
Баженовым в 1769-1773 гг. Она – единственный свидетель исторической драмы
времен Екатерины II. Грандиозный проект по реконструкции Кремля, по масштабам и
художественному решению не уступающий европейским дворцовым и храмовым
комплексам, не был осуществлен. Даже с утратами сохранившаяся модель сегодня
представляет собой зрелище, поражающее воображение: дворцовое сооружение,
выполненное из дерева, четырехэтажное, на высоком цоколе и большой
протяженностью (около 17 м длиной, 4 м шириной, и более 2-х м высотой), охватывающее почти половину территории Кремля. Роспись на
фасадах и интерьерах имитирует поделочные камни и мрамор, тонко проработанный
декор выполнен из металла (олово с примесями). Еще при жизни самого
Баженова эта модель была одной из
главных достопримечательностей Москвы и показывалась публике в специальном доме в Кремле.
Кроме баженовской в Музее
хранятся авторские модели Казанского собора в Петербурге (арх. А. Воронихин),
Триумфальных ворот в Москве (арх. О. Бове), Казанского вокзала в Москве (арх.
А. Щусев), скульптурной группы “Рабочий и колхозница” (ск. В. Мухина). Очень
популярен у разного рода специалистов
фонд фототеки с богатейшим собранием негативов, самые старые из которых
относятся к началу развития фотографии.
В 1963 г. с музеем Академии
архитектуры был объединен Музей русской архитектуры, существовавший с 1945 г. С
этого момента он стал называться “Государственный научно-исследовательский
музей архитектуры им. А.В. Щусева” и получил дополнительное помещение Дома
Талызина (на Воздвиженке). Здесь разместились экспозиция и фонды архитектуры
советского периода.
В 1990 г. Донской монастырь
был возвращен церкви и Музей переехал полностью на территорию усадьбы Талызина.
История места, на котором расположена усадьба, богата событиями. В нач. XVII в.
эта местность принадлежала Псковскому Печерскому монастырю, здесь располагалось
его подворье. В сер. XVII в. этой землей владел боярин И.Б. Милославский,
ближайший родственник царя Алексея Михайловича. С 1660-х гг. на этом месте
расположился Царский Новый Аптекарский двор, переведенный от Троицких ворот
Кремля. Артель дворцовых каменщиков возвела целый комплекс хозяйственных сооружений. Здесь хранились
припасы для царского двора, изготавливались и хранились лекарства и
лекарственные травы. До наших дней сохранилась “палата для кормления”
(трапезная) на трех погребах, используемая Музеем как выставочный зал. В конце
XVIII в., когда все хозяйство Аптекарского двора было перенесено на другую
территорию, этот выгодный близостью к Кремлю участок принадлежал различным
богатым владельцам: князю В.Л. Долгорукому, видному политическому деятелю
России первой половины XVIII в., затем грузинскому царевичу Вахтангу и его
наследникам. С 1785 г. он перешел во владение старинному дворянскому роду
Талызиных, давшему России крупных военных деятелей времен Екатерины Великой и
Александра I. В конце XVIII в. сложился ансамбль усадьбы, характерный для
классической Москвы.
tc "оружений.
Здесь хранились припасы для царского двора, изготавливались и хранились
лекарства и лекарственные травы. До наших дней сохранилась “палата для кормления”
(трапезная) на трех погребах, используемая Музеем как выставочный зал. В конце
XVIII в., когда все хозяйство Аптекарского двора было перенесено на другую
территорию, этот выгодный близостью к Кремлю участок принадлежал различным
богатым владельцам\: князю В.Л. Долгорукому, видному политическому деятелю
России первой половины XVIII в., затем грузинскому царевичу Вахтангу и его
наследникам. С 1785 г. он перешел во владение старинному дворянскому роду
Талызиных, давшему России крупных военных деятелей времен Екатерины Великой и
Александра I. В конце XVIII в. сложился ансамбль усадьбы, характерный для
классической Москвы."
С 1845 г. усадьба была
продана владельцами Казенной палате, после Октябрьской революции в помещениях
усадьбы разместились различные государственные учреждения, ряд помещений был отдан
под жилье. В 1945 г. усадебный дом был передан новому Государственному музею
русской архитектуры, созданному по инициативе архитектора А.В. Щусева.
Сейчас Музею принадлежит вся
территория усадьбы. Несмотря на реставрационные работы, проводившиеся в 1920-х
гг. (худ. Д.Г. Богуславским укреплена живопись плафонов) и в период новой жизни
здания с 1946 по 1964 гг. (восстановлена планировка поэтажных анфилад,
укреплены и частично восстановлены декоративная лепнина, искусственный мрамор
стен, роспись плафонов, работы проводили реставраторы М.С. Куркин, Н.П. Сычев,
А.С. Рыбников, П.И. Спасский, В.П. и Л.В. Трофимовы и др.), весь ансамбль
усадьбы подготовлен к проведению реконструкции и созданию нового музейного
комплекса. На период ремонтно-реставрационных работ в музее работают только
выставочные залы, лекторий и, конечно, материалы фондов доступны всем
специалистам разных областей знаний.
А.Н.Гейдор