МОСКОВСКИЙ ТЕАТР-ЦЕНТР ИМЕНИ М.Н.ЕРМОЛОВОЙ.
Почти у самой Красной Площади, рядом с высотными стеклянным зданием
гостиницы Интурист и массивным Ценральным телеграфом примостился уютный особняк
театра им. М.Н.Ермоловой. Скромная табличка на фасаде сообщает, что это
памятник истории. Без прошлого нет настоящего. На пустом месте ничто самоценное
создать ермоловцев связана с прошлым невидимыми, но прочными нитями.
Театр располагается в старинном здании, в основе фасадной части которого
- один из самых крупных особняков на Тверской улице, построенных в 1830-х годах.
С некоторыми изменениями двухэтажный дом с мезонином в центре просуществовал до
1897 года, когда купец Постников перестроил его, превратив в торговый пассаж и
разместив гостиницу в верхних этажах.
Здесь с 1931 по 1938 года размещался ГосТИМ (театр имени
В.Э.Мейерхольда). В сенах этого здания рождалась знаминитая постановка
"Дамы с камелиями". На этой сцене играли молодые Игорь Ильинский,
Эраст Гарин, Зинаида Райх, Мария Бабанова, Лев Свердлин, Максим Штраух... Здесь
7 и 8 января 1938 года прошли два последних спектакля ГосТИМа:"Дама с
камелиями" и "Ревизор".
Если бы стены умели говорить, то, конечно же, поведали сегодняшним своим
хозяевам и их гостям - зрителям немало интересных историй, открыли бы многие
тайны, ответили на многочисленные вопросы. Уже более 60 лет они - свидетели
творчиских побед и сценических удач, горестей и радостей театра им. М.Н.
Ермоловой, история которого ведет свой отсчет с далекого 1925 года, когда
выпускники студии при Малом театре под руководством К.Е.Лешковской, организовали
передвижнойтеатр. Влюбленность молодых людей в
творчество великой русской актрисы Марии Николаевны ермоловой подсказало
решение связать свои скромные сценические опыты с ее именем. На это было дано
ее личное благословение.
В это же время бывший мейерхольдовец М.А.Терешкович организовал студию
им. А.В.Луначарского. В 1933 году два коллектива объединились, а в 1937 году,
после смерти Терешковича, в результате слияния "Студии имени
Ермоловой" с театром - студией под руководством выдающегося актера МХТ,
ученика К.С.Станиславского Николая Павловича Хмелева образовался новый
Московский драматический театр им.М.Н.Ермоловой.
Хмелев, искренне увлеченный учением Станиславского и поисками
Немировича-Данченко, приносил в ермоловскую труппу идеи уже разработанные или
только появляющиеся - те идеи, которые потом оформились в принципы знаменитой
"системы" русской школы психологического театра: внутреннее видение;
метод действенного анализа; способность импровизировать в логике автора, пьесы,
роли, режиссерского решения; поиск верного
психофизического самочувствия... Все это помогало поиску новых форм в
работе, будоражило воображение и не давло повернуться назад, вернуться к
штампу, наигрышу. Николай Павлович определил художественную программу театра. Его
актерские работы в Художественную программу театра. Нго актерские работы в
Художественном театре сами по себе были великолепным источником постижения
мастерства.
В 1939 году Хмелев пригласил режиссера А.М.Лобанова для постановки пьесы
Дж. Пристли "Время и семья Конвей". Сразу же выяснилось, что его
метод работы отличается от того, к которому привыкли ученики Хмелева. Андрей
Михайловичсократил сроки работы над спектаклем,
заставляя актеров все внутренние проблемы решать самим, и, приходя на
репетиции, они приносили и выставляли на его суд все, что наработали. Лобанов
никогда не навязывал своего, и хотя всегда знал ЧТО именно хотел бы сказать, но
КАК это будет - решалось непосредственно на репетиции от взаимодействия с исполнителями.
Режессер "умирал в актере". Поразительное значение Лобановым
современной жизни, умение видеть необкновенное в обыденном и совершенно
неожиданное в том, что до него казалось досконально изученным, в соединении с
принцыпами актера интеллектуального театра, заложенными Н.П.Хмелевым, дало
возможность создания интереснейших спектаклей.
После ухода А.М.Лобанова из театра в 1956 году, коллектив ермоловцев
возглавляли разные, по-своему интересные режиссеры: Л.В.Вапаховский,
В.Г.Комиссаржевский, пришедший еще со студией Н.П.Хмелева, П.П.Васильев,
А.М.Шатрин.
С 1970 года главным режиссером театра становится ученик А.М.Лобанова и
А.А.Гончарова В.А.Андреев. В 1985 году он был приглашен в Малый театр и
художественным рукодителем труппы становится В.Фокин. В 1991 году Владимир
Алексеевич Андреев возвращается в театр, чтобы возглавить часть коллектива
после того, как в некогда дружной театральной семье произошла драма,
сопровождающаяся разводом. Но наступило время собирать камни, вместе
преодолевать трудности, диктуемые сегодняшним днем, вместе создавать новое и
бережно сохранять прошлое. На афишах вновь написано общее, хотя пока еще
двойное название: театр - центр имени Ермоловой.
Сейчас на втором этаже здания театра находится музей, где со стендов на
вошедшего смотрят глаза актеров, ушедших и живых.
Умные лица талантлевых людей. Проходишь мимо, вглядываешься в фотографии,
читаешь старые программки - и слово слышишь в фойе шаги Н.Хмелева, А.Лобанова,
Вс.Якута, И.Соловьева, Л.Галлиса, В.Лекарева, С.Гушанского, Ф.Корчагина,
Э.Кирилловой, Л.Орданской, Э.Урусовой и многих других, кто создавал историю
этого театра, кто жил и умирал на сцене во имя прекрасного и вечного искусства.
И становится грустно оттого, что нельзя заглянуть за занавес времени, чтобы
хоть одним глазком посмотреть спектакли, ставшие легендой: "Дети
солнца" М.Горького, !Бедная невеста", "Бешеные деньги"
А.Островского, "Как вам это понравится" В.Шекспира, "Шторм"
Билль - Белоцерковского, "Старые дрйзья" Л.Малюгина, "Спутники"
В.Пановой, "Люди с чистой совестью" П.Вершигоры, "Дачники",
"Достигаев и другие" М.Горького, "Бег" М.Булгакова,
"Утиная охота" А.Вампилова...
Бережное отношение к своей истории и верность творческим принципами в
работе сегодняшних ермоловцев - это не просто дань уважения памяти, но и стимул
к покорению новых высот искусства, средство выжить и не потеряться в трудные
времена, не всегда благоприятные для какой бы то ни было сценической
деятельности. Ведь в отличие от разделившихся когда-то коллективов МХАТа и
Таганки, театр Ермоловой идет сегодня по пути объединения.
Сегодня в доме по адресу Тверская улица, дом 5 три сцены: Малый зал, Свободная сцена и Большой зал; два
нижних фойе. В центре одного из них - портрет кисти Серова: на нем в багетовой
раме - Мария Ермолова. Рядом портреты Хмелева и Лобанова. Все они внимательно
всматриваются в лицах тех, кто приходит на спектакль.
Разнообразие репертуара позволяет приглашать разную публику, давая
возможность удовлетворить любые вкусы. В дни школьных
каникул в театре больше, конечно же, ребят, для которых актер с удовольствием
играют спектакль об очаровательной волшебнице Мэри Поппинс и ее друзьях,
который прошел на этой сцене почти 2000 раз, каждый раз перенося юных зрителей,
многие из которых успели стать папами и мамами и пришли уже со своими детьми, в
мир чудес и преаращений.
В 1990 году была закрыта для ремонта Большая сцена, на долгие три года
лишив актеров и режиссеров возможности работать для большой аудитории. И вот, наконец,
в 1993 году она открылась спектаклем по пьесе А.Н.Островского "Бедность не
порок". Это произведение редко ставят в театрах, считая не очень удачной
комедией драматурга. А если это и происходит, то удаляется самая ценная часть:
песни, святочное гадание, игры ряженых. Оставляют же самый обычный, часто
встречающийся сюжет - мелодраматически-страсную любовную историю Мити и Любы, в
которую вмешиваются ищущий выгоды отец и богатый, но постылый жених. Этого не
происходит у ермоловцев - с песни спектакль начинается, она ведет зрителя,
пронизывая светом все действие. Слово не пропадает, а обогащается на сцене,
поддерживается музыкой и песнями. Спектакль погружает в мир народного
святочного веселья - плясок, обрядов "русского карнавала"...
В пространстве Малого зала поставлены еще два произведения великого
русского писателя - "Невольницы" и "Картины семейного
счастья". Первое рассказывает о верности и невнрности, о любви подлинной и
мнимой. А вот спектакль "Картины семейного счастья" играют актеры
Творческой мастерской "Тест", которая состоит из выпускноков РАТИ,
учеников Андреева, больше 25 лет возглавляющего кафедру актерского мастерстваРоссийской Академии Театрального Искусства. Стиль театра
Ермоловой и тех, кто сегодня работает под его крышей - это формирование
репертуара на основе незаезженной и вдумчивой классики и современности. Со
своими бывшими студентами Владимир Алексеевич взял первую, малоизвестную пьесу
24-летниго А.Островского, на экземпляре которой цензор Гедеон написал:"Судя
по этим сценам, московские купцы обманывают и пьют, купчихи тайком гуляют от
мужей. Запретить". С тех пор много воды утекло, но и сейчас актуальность
данной темы сомнений не вызывает.
Спектакль "Жизнь моя, иль ты приснилась мне" Н.Голиковой рассказывает
историю любви великого поэта Сергея Есенина и известной американской танцовщицы
Айседоры Дункан. Актер театра п/р О.Табакова Сергей Безруков за роль Есенина,
сыгранную на ермоловской сцене, получил название Лауреата Государственной
премии России. А в "Тайнах Шинонского замка" Д.Голдмена в далеком
1123 году плетутся интрики и совершаются заговоры в борьбе за корону Англии.
Разные спектакли, разные истории... Каждый вечер на сцене герои
влюбляются, страдают и радуются... В ценре великой трагедии Ф.Шиллера
"Мария Стюарт" стоят два женских образа, два антипода: королева
Англии Елизавета и королева Шотландии Мария Стюарт. Елизавета обладала
выдающимся государственным умом, но счастлива не была и в историю вошла как
Королева-девствинница. Мария прежде всего была прелестной женщиной. В политике
она проиграла Елизавете, но в любви выиграла. Поединок двух королев - дуэт двух
блистательных актрис - Светланы Головиной и Наталии Потаповой. А вот Бернард
Шоу в своей небольшой экстравагантной комедии "Великая Екатерина"
подарил возможность с доброй улыбкой взглянуть на
золотой век в русской истории: действие разворачивается при дворе Российской
Императрицы Екатерина Второй. Главный герой, молодой английский офицер,
приезжает в Россию и с помощью князя Потемкина попадает на прием к Императрице.
Екатерина не может устоять перед его мужским обаянием, и если бы не невеста
капитана, приехавшая за ним из Англии, то кто знает, как бы все разрешилось.
А бывает и такая ситуация: двое немолодых мужчин любят одну женщину. И
ради любви долгие годы терпят мучительную ложь и добровольное заточение. А Она
любит их обоих. Жизнь этого любовного треугольника только-только наладилась, но
приходит время для выяснения отношений. "Спичка брошена" и на сцене
возгораются поистине шекспировские страсти, о которой поведал в своей пьесе
"Пат, или игра королей" П.Когоут. На сцене в этот вечер царит трио
замечательных актеров: Натальи Архангельской, Владимира Андреева и Владимира
Этуша.
Когда-то драматург Леонид Зорин написал свою знаменитую "Варшавскую
мелодию", в которой на сцене театра им. Вахтангова блистали Юлия Борисова
и Михаил Ульяновю И вот, спустя 30 лет, автор подарил бывшим влюбленным
встречу, только на этот раз в театре Ермоловой, а роли исполняют Элина
Быстрицкая и Владимир Андреев и спектакль называется "Перекресток".
Кого только не сводят перекрестки судьбы. Но Он, один из посетителей кафе в
аэропорту, так и не узнал в своей случайноц собеседнице ту, свою единственную,
с которой не смог соединиться жизнью. Их любовь отсек железный занавес
советского закона о запрещении браков с иностранцами... Как это бывает в
дороге, Он был откровенен с ней в рассказе о своей любви и жизни без нее. Когда
объявили рейс, ОНа благодарила Бога, что Он ее не
узнал...
Э.Фабр и А.Толстой, Ж.Б.Мольер и Н.Лесков, Б.Брехт и А.Чехов, А.Камю,
Д.Самойлов, В.Славкин - вот далеко не полный перечень авторов, представленных в
репертуаре театра, который находится в неприрывной творческой работе. В сезоне
1998-1999 гг. в афише появились такие названия как "Бал воров" и
"Верните оркестру любовь" Ж.Ануя, "Репетиция комедии Мольера
"Дон Жуан", "Костюмерша" А.Сергеева, "Прибалтийская
кадриль" В.Гуркина...
Кристина Орбакайте, выпускница РАТИ и бывшая ученица В.А.Андреева,
исполнила роль Лизы Муромоской в спектакле "Барышня - крестьянка",
созданному по бессмертному произведению Александра Сергеевича Пушкина.
Последний премьерой стала постановка трех трагедий поэта: "Дон Жуан",
"Моцарт и Сальери", "Пир во время чумы" под общим названием
"Сальери Forever". Молодой режиссер Вадим Данцигер осуществил попытку
создать зрелище, лишенное академической скуки, сказать о вечности гения и
злодействе, о существовании Сальери во все времена и при любых привитилях. Его
жизненное предназначение: всегда неизменно следовать за Моцартом, как Дантес за
Пушкиным, Неизвестный за Арбениным, и всегда жертва.
Жизнь каждый день приносит новое, заставляет решать иные задачи,
находить ответы на возникающие то и дело новые вопросы. Но вечным остается то,
о чем рассказывает театр: добро и зло, любовь и ненависть, власть и всесильный
Рок. Главным в творчестве ермоловцев, готовящихся в 2000 году отметить свой
75-летний юбилей, всегда остается Человеком со всеми его слабостями и пороками,
с его силой и величием. Четкость сценической формы и предельная наполненность
идеей и содержанием неименно присутствует во всех работах театра универсален.
Ермоловцы всегда рады гостям, зажигая для них каждый
вечер огни своих сердец. Исаева Наталья
Тел. театра 203-60-82 (администрация)
203-90-63 (касса)