ХРАМ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В ОСТАФЬЕВЕ
Белеет над прудом пристанище молитве
Дом божий, всем скорбям
Гостеприимный дом.
П.А.Вяземский
"Остафьево", 1857 г.
Усадьба Остафьево была и остается притягательным местом для
всех, кому дорога русская история и культура. До настоящего времени Остафьево
сохраняет свое неповторимое поэтическое обаяние. До ниших дней в Остафьеве
сохранились Дворец с флигелями и галереями-коллоннадами; старинный усадебный
парк со знаменитой липовой аллеей, по преданию названной А.С.Пушкиным
"Русский Парнасом" и храм Живоначальной Троицы, расположенный при
въезде в усадьбу.
Построенный в екатерининское время храм является памятником архитектуры
к XVIII в. эпохи классицизма. Построен он был на средства Анисьи Григорьевны -
вдовы московского кпца и промышленника Козьмы Матвеева, который владел селом
Рязаново с прилегающими к нему землями (сельцо Климово и дер.Остафьево).
Автор проекта храма, к сожалению, неизвестен.
Церковь сложена из красного кирпича, оштукатурена, поставлена на
белокаменном цоколе. Храм состоит из двухсветного четверика и вписанной в него
ротонды, которая завершена куполом с четырьмя люкарнами и небольшой главкой с
крестом. С запада к четверику примыкает трапезная с престолом Георгия
Победоносца, которая служила зимней церковью.
С вотока к четверику пристроена алтарная прямоугольная часть - апсида.
К трапезной присоединена квадратная в плане трехъярусная колокольня. Храм имеет
три входа: главный - на западном фасаде колокольни и два боковых - на северном
и южном фасадах церкви. Интерьер храма не сохранился. По свиделедьству прихожан
церкви в ней находилась великолепные позолоченные паникадила, канделябры,
изящные люстры со свечами и пр. Стены храма украшала резьба по дереву с
позолотой, изображавшая виноградную лозу.
В новопостроенную каменную церквовь в Остафьеве из старой деревянной
Георгиевской церкви с.Рязаново был перенесен престол Св.Великомученика и
Победоносца Георгия.
По благословению Митрополита Московского и Калужского Платона (Левшина)
церковь в Остафьеве была освещена 1 июля 1782 г. "во имя Живоначальной
Троицы с приделом Великомученика Георгия". В Клировых ведомостях
Подольского уезда за 1830-40-е гг. дано ее описание: "...Зданием каменная
с таковью же колокольней. Покрыта железом, крепкая. Престолов в ней два: в
настоящей холодной - во имя Живоначальной Троицы, в теплом приделе - во имя
Великомученика Георгия. Утварию достаточна. Причта положена по штату издавна:
священник один, дьячек и пономарь".
Из Метрических книг и Клировых ведомостей храма Живоначальной Троицы
известно, что к приходу относились: с.Остафьево кн.П.А.Вяземского; сельцо
Никульское и Рязаново генеральши П.С.Окуловой; д.Молодцы кн.Е.И.Горчаковой;
д.Сырово Экономического казенного ведомства Добрятинской волости. Всего в
приходе состояло около 140 дворов с 1354 чел.
К концу XIX в. церковь обветшала. В 1893 г. на средства И.И.Баскакова,
владельца комвольно-прядильной фабрики в Рязанове, храм был заново оштукатурен
и побелен. В интерьере сделаны два новых позолоченных иконостаса по рисункам
известного архитектора А.С.Каминского.
В приделе Св.Георгия был поставлен новый престол, который 26 сентября
того же года освящен протоиереем Московский Петропавловской Басманной церкви
о.П.Казанским в служении четырех священников. В 1900 г. в храме художником
К.М.Волковым были реставрированы росписи.
История остафьевского храма тесно связана с родом кн.Вяземских. Они
постоянно заботились о храме и священнослужителях: производили ремонт церкви и
изб церковнослужителей, обеспечивали их жильем, дровами, выплачивали ежегодное
жалование. В 1866 г. была сооружена новая церковная ограда; в 1870 г.
отремонтирован колокол. Вяземские дарили в храм иконы, кресты, церковные книги,
свечи, денежные средства. Они заказывали молебны о здравии, о долгоденствии, о
путешествующих, о болящих, о "сгоне" скота на пастбище и др. После
молебнов Вяземские устраивали угощения для дворовых и крестьян, одаривали их
одеждой, выдавали денежные пособия сиротам, инвалидам, по старости лет,
новобрачным и пр.
В храме хранились иконы, связанные с печальными событиями в семье
П.А.Вяземского, с болезнью и смертью его дочерей: икона Св.Параскевы - в связи с кончиною княжны Прасковьи Петровны
(в Риме); икона Преподобного Сергия - в связи со смертью княжны Надежды петровны
(в Баден-Бадене). Обе дочери умерли на 19-м году жизни.
У паперти церкви располагались могилы трех малолетних сыновей Петра
Андреевича - Николая, Петра и Андрея.
Судьба церкви изменилась после 1917 г. Согласно Декрету Совнаркома РСФСР
от 23 января 1918 г. "Об отделении Церкви от государства и школы от
Церкви" и затем после утверждения "Инструкции об отделении Церкви от
государства..." в 1928 г., храмы стали повсеместно закрывать и
использовать помещения под культурно-просвитительные учреждения и для
хозяйственных нужд.
Президиум Подольского райсполкома постановил в 1929 г. закрыть
остафьевскую церковь и пердать помещение храма под клуб рабочим Рязановской
фабрики. Против этого решительного выступила Е.П.Шереметева (урожд.
кн.Вяземская). На заседании Церковно-приходского Совета она произнесла страстную
речь, призывавшую защитить храм от поругания. После чего верующие категорически
отказались закрыть церковь. Вскоре 26 января 1929 г. Екатерина Павловна умерла
и была похоронена у северной стены алтарной части храма. Ныне ее могила
воссоздана.
В 1937 г. храм все-таки закрыли. Священника и псаломщика репрессировали.
Судьба их неизвестна. Колокола сняли, главки с крестами уничтожили. Ценные
предметы интерьера и церковного имущества вывезли соответствующие учреждения и
частично расхитили. Иконы сожгли, некоторыми были высланы полы в остафьевской
школе. На территории церковного кладбища были осквернены захоронения, в т.ч.
священников храма и кн.Вяземских. В церкви устроили склад, зернохранилище. Во
время Великой Отечественной войны здесь находилась столовая и кухня для
летчиков.
В послевоенные годы в церкви размещались швейный и другие цеха
промкомбината.
Возрождение храма началось в 1991 г., когда по настоянию вновь созданной
Православной общины его передали верующим. В день Св. Николая Чудотворца (22 декабря
1991 г.) в храме была совершена первая за последние полвека Божественная
литургия. Богослужение возглавил благочинный церквей Подольского округа
протоиерей отец Александр Габана. Это была также первая служба в остафьвской
церкви ее настоятеля, священника о.Михаила Василенко.
В 1992 г. было начато воссоздание купольо-стропильной системы и главок
над церковью и колокольней. Были установлены металлические позолоченные кресты,
оштукатурены и побелены стены, восстановлены двери, окна и ограда. Приобретено
церковное оборудование. Ко Дню Святой Троицы (30 мая 1999 г.) в храме была
завершена роспись трапезной художником-монументалистом А.Воронковым. Роспись
включает фрагменты известных произведений древнерусской иконописи (к XIV-XV
вв.): "Святой Георгий Победоносец поражает копьем Змия", "Святая
Троица", "Божия матерь с младенцем", "Успение Пресвятой
Богородицы" и др.
При храме работает воскресная школа и библиотека.
Ежегодно в усадьбе Остафьево в первое воскресенье июня (с 1982 г.)
проводится Пушкинский праздник поэзии в честь рождения великого поэта и 10
февраля (с 1992 г.) отмечается день поминовения А.С.Пушкина. В эти памятные дни
в усадьбу приезжают потомки поэта и все те, для кого имя Пушкина дорого и
священно.
Пушкинский праздник поэзии начинается с богослужения в храме
Живоночальной Троицы, затем совершается крестный ход к памятнику А.С.Пушкину в
старинном остафьевском парке.
В заключение хочется привести слова гр.С.Д.Шереметева, последнего
владельца общедоступный музей в честь столетнего юбилея со дня рождения
А.С.Пушкина: "... пока еще уцелели такие уголки,... жива наша Русь...,
верная своему историческому прошлому..."
З.Е.Кирюшина,
Зав. сектором музея-усадьбы Остафьево "Русский Парнас".