В 1701 г. боярин Ф.А. Головин напротив
Лефортовского дворца и ниже по левому берегу Яузы приобрел имение, где создал
знаменитый Головинский сад с прудами и дворцом (сейчас там парк Московского
военного округа, а в построенном здесь позже в 1773-1796 гг. Екатерининском
дворце располагается Военная Академия Вооруженных Сил РФ).
Павел I - большой любитель военной
муштры, превратил Лефортово в военный городок. Екатерининский дворец стал
казармой (позже здесь были 1-й и 2-й кадетские корпуса, где воспитывались
художник Федотов и писатель Куприн), были построены кирпичные Красные казармы,
давшие название главной улице - Красноказарменной. Против дворца был создан
армейский плац, для чего вырубили часть созданной царицей Анной Иоанновной
Анненгофской рощи (остальную часть рощи уничтожил ураган в июле
1904 г., теперь здесь студенческий городок МЭИ, тюрьма, хлебозавод, жилые дома
и др.).
Лефортовский военный городок
существует и ныне. Здесь находятся Общевойсковая академия, военный университет,
Дом офицеров, музей внутренних войск МВД и др. Здесь же в 1880 г. была построена знаменитая Лефортовская
тюрьма. Неподалеку, в так называемых «американских» домах, до войны проживал
главный палач Москвы, «исполнитель приговоров», майор Завязкин, которого за
частые буйства хорошо знали местные жители. Летом 1941г. Сталин отдал приказ:
ни один политический заключенный не должен был попасть к врагу. После прорыва
фронта немцами 15 октября 1941 г. в
Москве началась паника, прекратившаяся 19 октября с
приходом сибирских дивизий. Расстрелянных в эти дни политических заключенных
свозили к невысокой кирпичной стене Рогожского кладбища, прямо с машин
перебрасывали через стену в специально вырытый ров и засыпали.
Одновременно с Рогожским кладбищем во
время чумы 1771 г. было открыто и другое кладбище в Лефортове - Немецкое - на
Введенских горах. Здесь покоятся многие знаменитые люди, начиная от генералов
Лефорта и Гордона и кончая популярнейшими артистами.
В 1797 году Павел I обратил внимание на зловоние, распространяемое
Яузой и заставил вычистить берега реки, запретил слив нечистот и приказал
обеспечить свободное течение реки. Дело в том, что за Яузой в Лефортове жили
труженики ассенизационного обоза - золотари. Отсюда и появились названия
"Золотая" улица (около станции Сортировочная) и "Золотой" Рожок
- ручей Рожок, впадающий слева в Яузу, и, соответственно, Золоторожские: улица,
вал и переулки.
В XIX веке вокруг Лефортова стали
возникать небольшие промышленные предприятия бытового назначения: бойни,
пищевые, текстильные, красильные, металлические. Например, в 1804 г. на
Введенских горах (Госпитальный вал, против Введенского кладбища) московскими
купцами Яковлевым и Адребежановым «в деревянном строении открыто заведение для
гнания крепкой водки на 8 котлах и купоросного масла (т.е. серной кислоты) в
4-х печах на 12 колбах, на земле, принадлежащей солдатке Устиновой». После нескольких смен хозяев, с июня 1850
г. заведением стал владеть купец 3-й гильдии Петр Михайлович Смирнов. Сейчас
находящийся в Лефортове завод "Кристалл" выпускает в год до 5 млн.
декалитров водки - 90%, наливки, настойки - 10%, от 20 до 40 различных марок.
Завод с 1920 г. размещается в зданиях, построенных для казенных винных складов
в 1892 г. архитектором Н.Г.Фалеевым.
Рядом с "Кристаллом"
находится небольшой заводик "Мосштамп", выпускающий предметы мелкой
металлической галантереи: пуговицы, значки, знамена, вымпела, предметы
фалеристики и бижутерии. Он основан в 1863 году купцами 2-й гильдии Фридрихом
Шелем и Генрихом Фраценфельдером как красильня хлопчатобумажных тканей.
В 1934 г. в Лефортове открылась и чаеразвесочная фабрика,
выпускающая "Тот самый чай со слоном" и еще 32 сорта различных чаев,
а впервые чаеразвеска в Лефортове была организована еще в 1907 году
фирмой "Караван".
В 1873 г. рядом со станцией
Сортировочная Московско-Рязанской железной дороги построили котельный
механический медно-аппаратный и литейный завод товарищества А.К.Дангауэра и
В.В.Кайзера (ныне завод "Компрессор").
С 1883 г. работает сталелитейный завод
Тов-ва Московского металлического общества (бывший Ю.П.Гужона, ныне завод
"Серп и Молот").
С 1896 г. у станции Сортировочная
работает Московский Семеновский сталелитейный завод (с 1911 г. - завод
"Шестерня-Цитроэн", а ныне завод "Мосгидропривод".).
В феврале 1912 г. начал работать завод
АО "Русских кабельных металлопрокатных заводов" (ныне
"Москабельмет").
В годы довоенных пятилеток Лефортово
превратилось в промышленную окраину Москвы. Наряду с традиционными
предприятиями бытового обслуживания: хлебозаводами, магазинами, рынками,
автобазами и т.д., здесь были созданы вновь базы двух крупных отраслей
промышленности: авиации (ЦАГИ, КБ Туполева, НИИ авиационного моторостроения и
авиационного топлива и масел) и
электротехники (Всесоюзный электротехнический институт, Московский
энергетический институт, электротехнический институт связи, около десятка НИИ и
заводов радиоэлектронного приборостроения).
Рядом с предприятиями вырастали
поселки рабочих, вначале засыпные бараки, которые потом сменили вполне
современные многоэтажные здания. Трамвай пришел в Лефортово еще до 1-й Мировой
войны, но только до госпиталя. В конце 20-х
годов его продлили до Дангауэровской слободки. В то же время продлили и линию
от Рогожской заставы вдоль по Владимирскому шоссе (Энтузиастов) до
Владимирского поселка.
В 1943 г. электричка стала
останавливаться на платформе "Новая", взяв на себя основной людской
поток из города к промышленным предприятиям Лефортова. Окончательно
транспортный вопрос был решен только в 1979 г. с вводом станции метро
"Авиамоторная".
Во время Великой Отечественной войны на фронтах воевали 8 типов
самолетов, созданных коллективом А.Н.Туполева. Завод "Компрессор"
совместно с заводами им.Войтовича, ВЭИ и др. выпускали РСЗО ("Катюши").
Артиллерийские части были вооружены приборами управления огнем и прожекторами,
созданными в Лефортове. В тяжелые дни
осени 1941 г. ученые военной акдемии Химзащиты создали самовоспламеняющуюся
жидкость «коктейль Молотова», заливавшуюся в бутылки, ими подрывали танки
противника.
Автобусный парк №2 отправил на Ладогу
колонну в 40 автобусов для обеспечения "дороги жизни" для блокадного
Ленинграда.
Велики достижения трудовых коллективов
Лефортова и в послевоенные годы. Решающий вклад в освоение космоса сделали НИИ
космического приборостроения, гигроскопии, радиоэлектроники, КБ МЭИ, заводы
№192, 706 и другие предприятия. В успехах нашего телевидения львиная доля
трудов Московского научно-исследовательного телевизионного института.
Глобальная система контроля воздушного пространства и управления движением
летательных объектов создана в Лефортово.
Истекший 1999 год прошел под знаком
300-летия Лефортова и сопровождался комплексом мемориальных мероприятий,
начиная от научно-практической конференции "Лефортово" 20 мая и до
торжеств с открытием Лефортовского моста на Яузе.
Г.Еремин
Литература:
Миклашевская Е.П. и Цепляева М.С. и
др.
Лефортово. Далекое и близкое. М.1996.
Лефортово. Художественный альбом. М.1999 г.