МОСТЫ ДРЕВНОСТИ
Первые деревянные мосты были устроены через ров у Никольских, Спасских и
Константино-Еленинских ворот(эта башнятогда была проездной)и через подобный же
ров (шириной около 16 м и глубиной от 4 до 8 метров)выкопанный в 16 веке у
восточной стены Китай-города. Деревяннными были и первые мосты рек Неглинной,
Яузы.
Один из самых древних каменных мостов Москвы,который сохранился и до
нашего времени через речку Неглинку,был построен из кирпича,с арочными
пролетами и соединяет Троицкие ворота Кремля с отводной Кутафьей
стрельницей(предмостной башней оборонного значения).Мост примечателен тем,что
первоначально у него не было ни обычных опор с водорезами,ни сводов.Историк
Москвы И.Забелин полагал,что Троицкий мост из камня был построен в 1367г.
Сейчас мост пересекает Александровский сад и стоит над сухим местом.
Через Москва-реку за всю историю города до 19 века был построен лишь
один каменный мост, который просуществовал
с 1692 до 1859г., когда был разобран и заменнен металлическим,сначала
трехпролетным, а затем в 1937г., однопролетным, сохранившим, однако, название
Большого каменного.
От сооружения капитального моста над Москвой - рекой долгое время
удерживала опасность вторжения вражеских войск с юга, где река была естественным
оборонительным рубежом. Лишь в XVII в., когда эта опасность миновала, а
население Замосворечья значительно выросло, взамен бродов, временных плавучих
или свайных деревянных мостов понадобился долговечный надежный мост.
Большой каменный мост - один из самых удивительных и значительных
сооружений в России того времени, современники называли его восьмым чудом
света.
Кроме Большого Каменного, в Москве строили над другими реками и оврагами
и другие каменные мосты. В конце XVIII века Китай-город соединялся с Кремлем
двумя каменными мостами - Спасским и Никольским. На Неглинной в XVIII веке был
еще один каменный мост.
До нашего времени сохранился Дворцовый мост (Лефортовский), который
позже Кузнецкого, в 1777 г., был построен тем же архитектором Семеном Яковлевым
через реку Яузу в Лефортове от строившегося тогда Екатерининского дворца в
Немецкую слободу.
Белый город имел пять каменных мостов: Варварский, Ильинский,
Никольский, Воскресенский и Троицкий. А также каменный Кузнецкий мост.
С екатерининских времен до настоящего времени сохранился Ростокинский
акведук - наиболее значительное по размерам, монументальности, архитектурному
лаконизму сооружение из камня конца 18 века. В его облике четко прослеживается
влияние древнеримских мостовых аркад. Акведук служил для подачи питьевой воды в
Москву самотеком. Длина кирпичного моста 356 метров.
Царицынский мост-оригинальный мост,построенный в 1775-1785гг., в составе
комплекса загородных сооружений летней резиденции Екатерины Второй. Сохранился
и эксплуатируется до сих пор.
В центре столицы.
Основная группа современных московских мостов, главным образом в центре
города, и самых значительных по размерам и роли в системе транспортных
сооружений, построена в советское время, между 1936-1939гг.
Сооружение в течение трех лет больших мостов через Москву-реку было
крупной комплексной работой. Они построены в увязке с общим планом города и его
транспортными задачами. Новые мосты возводились для улучшения связи между
районами, расположенными по обеим сторонам Москвы-реки, и для обеспечения
сквозного прохождения по Москве-реке больших волжских судов. Они расположены
приблизительно на месте старых, оставленных XIX веком:
в 1829г. - Большой Каменный мост - трехпролетный с каменными опорами и
металлическими арочными пролетами строениями взамен пришедшего в ветхость
каменного моста;
в 1861г. - Дорогомиловский мост - с тремя решетчатыми, металлическими
пролетными строениями; в 1913г. он был заменен трехпролетным арочным
Бородинским мостом;
в 1871г. - Краснохолмский мост - с двумя раскосными пролетными
строениями;
в 1874г. - Крымский мост - с двумя решетчатыми металлическими балочными
строениями пролетными строениями по 64 м;
в 1881г. - Устьинский трехпролетный мост - с арочными металлическими
пролетными строениями;
в 1911г. - Новоспасский, тоже трехпролетный с такими же размерами
пролетов.
Вместо семи старых было возведено над Москвою-рекой пять новых мостов.
Главное отличие в архитектуре и конструкции новых мостов в том, что каждый из
них преодолевает реку одним пролетом. Четыре моста сделаны арочными с ездой
поверху. Из пяти мостов четыре металлических: три арочных (Большой Каменный
мост, Большой Устьинский и Большой Краснохолмский) и один висячий (Крымский).
Четвертый арочный мост - из железобетона (Москворецкий).
Большой Каменный мост поставлен на продолжении направления улицы Большой
Полянки, пересекает Москву-реку под углом и выходит левобережным пандусом
подхода к Александровскому саду напротив старого здания Государственной
библиотеки им. В.И.Ленина.
Опоры моста облицованы серым гранитом с грубоотколотой поверхностью.
Таким образом, мост, хотя и выполнен в конструкциях своего времени - клепаном
металле и железобетоне, приобрел облик, отвечающий своему названию, Каменного
моста.
Большой Устьинский мост построен в 1938г. Сохраняет название старого
моста. Мост однопролетный, находится недалеко от впадения Яузы в Москву-реку и
соединяет улицу Садовническую (Осипенко) с Яузским бульваром.
Малый Устьинский Мост построен в том же году. Интересен тем, что фасад
моста со стороны Москва-реки длиннее фасада, обращенного к реке Яузе, что
придает мосту форму трапеции.
Большой Краснохолмский мост - самый большой по пролету мост Москвы. В то
же время он самое значительное звено в цепи комплекса инженерных сооружений на
участке Садового кольца между площадями Павелецкого и Курского вокзалов. Позже
были сооружены тоннель, пронизавший вершину Красного холма под Таганской
площадью, эстакада под Ульяновской улицей и трехпролетный Высокояузский мост
через Яузу. Конструкция пролетного строения состоит из семи серповидных
металлических арок.
Малый Краснохолмский мост является естественным продолжением Большого
Краснохолмского моста Изящный мост служит украшением Водоотводного канала в его
нижнем течении.
Крымский мост - теперь единственный пример городского моста в Москве с
ездой понизу. В нем проезжая часть и пешеходные тротуары размещены внизу
несущей конструкции, подвешены на вертикальных стержнях к цепи моста. Мост
находится на Садовом кольце, между Крымской площадью и главным входом в ЦПКиО
им.Горького. Общий вес моста 10 тыс. т.
Москворецкий мост - единственный в группе больших мостов центра столицы
- построен из железобетона. Он соединяет Красную площадь с Пятницкой улицей и
Ордынкой в Замоскворечье. Фасады моста облицованы чисто отечанным розовым
гранитом, близким по цвету кирпичной кладке стен и башен Кремля.
Генеральный план реконструкции Москвы намечал не только постройку новых
больших мостов, но и реконструкцию существующих.
Первым из них в конце 40-х годов подвергся обновлению Новоспасский мост,
построенный в 1883г. Его речные пролетные строения были подняты на 2,76 м и
перекрыты стальными арками, сооружены береговые пролеты, подходные пандусы и
лестничные сходы. Конструкция речной части моста осталась прежней. Ширина моста
также сохранилась. Общая длина с новыми подходами 500 м.
Другим реконструированным мостом стал Чугунный мост через Водоотводный
канал в районе Кадашевской набережной. Соединяет улицы Балчуг и Пятницкую. Хотя
в ходе реконструкции чугунные пролеты арочного моста, построенного в 1835г.,
были заменены железобетонными, за мостом сохранилось старое название.
Рядом находится Комиссариатский мост, строительство которого было начато
в 1927г. Мост был пущен в эксплуатацию только в середине 60-х годов.
Из числа мостов дореволюционного времени последним был сооружен в 1913г.
Бородинский. Соединив мостом два различных пейзажа берегов, архитектор
(Р.И.Клейн) соединил в одном сооружении различные архитектурные темы: над
ровным берегом и невысокой (тогда) застройкой - два обелиска, а у подножия
высокого берега и городских зданий - колоннады, в которых достаточно силы для
акцента в сложном пейзаже.
Активное строительство
новых мостов в Москве после войны началось в конце 50-х годов, что было связано
со строительством новых районов по обе стороны
Москвы-реки, увеличением транспортной нагрузки. В Москве стали строиться
тоннели, мОСТЫ ДРЕВНОСТИ
Первые деревянные мосты были устроены через ров у Никольских, Спасских и
Константино-Еленинских ворот(эта башнятогда была проездной)и через подобный же
ров (шириной около 16 м и глубиной от 4 до 8 метров)выкопанный в 16 веке у
восточной стены Китай-города. Деревяннными были и первые мосты рек Неглинной,
Яузы.
Один из самых древних каменных мостов Москвы,который сохранился и до
нашего времени через речку Неглинку,был построен из кирпича,с арочными пролетами
и соединяет Троицкие ворота Кремля с отводной Кутафьей стрельницей(предмостной
башней оборонного значения).Мост примечателен тем,что первоначально у него не
было ни обычных опор с водорезами,ни сводов.Историк Москвы И.Забелин
полагал,что Троицкий мост из камня был построен в 1367г. Сейчас мост пересекает
Александровский сад и стоит над сухим местом.
Через Москва-реку за всю историю города до 19 века был построен лишь
один каменный мост, который просуществовал
с 1692 до 1859г., когда был разобран и заменнен металлическим,сначала
трехпролетным, а затем в 1937г., однопролетным, сохранившим, однако, название
Большого каменного.
От сооружения капитального моста над Москвой - рекой долгое время
удерживала опасность вторжения вражеских войск с юга, где река была
естественным оборонительным рубежом. Лишь в XVII в., когда эта опасность
миновала, а население Замосворечья значительно выросло, взамен бродов,
временных плавучих или свайных деревянных мостов понадобился долговечный
надежный мост.
Большой каменный мост - один из самых удивительных и значительных
сооружений в России того времени, современники называли его восьмым чудом
света.
Кроме Большого Каменного, в Москве строили над другими реками и оврагами
и другие каменные мосты. В конце XVIII века Китай-город соединялся с Кремлем
двумя каменными мостами - Спасским и Никольским. На Неглинной в XVIII веке был
еще один каменный мост.
До нашего времени сохранился Дворцовый мост (Лефортовский), который
позже Кузнецкого, в 1777 г., был построен тем же архитектором Семеном Яковлевым
через реку Яузу в Лефортове от строившегося тогда Екатерининского дворца в
Немецкую слободу.
Белый город имел пять каменных мостов: Варварский, Ильинский,
Никольский, Воскресенский и Троицкий. А также каменный Кузнецкий мост.
С екатерининских времен до настоящего времени сохранился Ростокинский
акведук - наиболее значительное по размерам, монументальности, архитектурному
лаконизму сооружение из камня конца 18 века. В его облике четко прослеживается
влияние древнеримских мостовых аркад. Акведук служил для подачи питьевой воды в
Москву самотеком. Длина кирпичного моста 356 метров.
Царицынский мост-оригинальный мост,построенный в 1775-1785гг., в составе
комплекса загородных сооружений летней резиденции Екатерины Второй. Сохранился
и эксплуатируется до сих пор.
В центре столицы.
Основная группа современных московских мостов, главным образом в центре
города, и самых значительных по размерам и роли в системе транспортных
сооружений, построена в советское время, между 1936-1939гг.
Сооружение в течение трех лет больших мостов через Москву-реку было
крупной комплексной работой. Они построены в увязке с общим планом города и его
транспортными задачами. Новые мосты возводились для улучшения связи между
районами, расположенными по обеим сторонам Москвы-реки, и для обеспечения
сквозного прохождения по Москве-реке больших волжских судов. Они расположены
приблизительно на месте старых, оставленных XIX веком:
в 1829г. - Большой Каменный мост - трехпролетный с каменными опорами и
металлическими арочными пролетами строениями взамен пришедшего в ветхость
каменного моста;
в 1861г. - Дорогомиловский мост - с тремя решетчатыми, металлическими
пролетными строениями; в 1913г. он был заменен трехпролетным арочным
Бородинским мостом;
в 1871г. - Краснохолмский мост - с двумя раскосными пролетными
строениями;
в 1874г. - Крымский мост - с двумя решетчатыми металлическими балочными
строениями пролетными строениями по 64 м;
в 1881г. - Устьинский трехпролетный мост - с арочными металлическими
пролетными строениями;
в 1911г. - Новоспасский, тоже трехпролетный с такими же размерами
пролетов.
Вместо семи старых было возведено над Москвою-рекой пять новых мостов.
Главное отличие в архитектуре и конструкции новых мостов в том, что каждый из
них преодолевает реку одним пролетом. Четыре моста сделаны арочными с ездой
поверху. Из пяти мостов четыре металлических: три арочных (Большой Каменный
мост, Большой Устьинский и Большой Краснохолмский) и один висячий (Крымский).
Четвертый арочный мост - из железобетона (Москворецкий).
Большой Каменный мост поставлен на продолжении направления улицы Большой
Полянки, пересекает Москву-реку под углом и выходит левобережным пандусом
подхода к Александровскому саду напротив старого здания Государственной
библиотеки им. В.И.Ленина.
Опоры моста облицованы серым гранитом с грубоотколотой поверхностью.
Таким образом, мост, хотя и выполнен в конструкциях своего времени - клепаном
металле и железобетоне, приобрел облик, отвечающий своему названию, Каменного
моста.
Большой Устьинский мост построен в 1938г. Сохраняет название старого
моста. Мост однопролетный, находится недалеко от впадения Яузы в Москву-реку и
соединяет улицу Садовническую (Осипенко) с Яузским бульваром.
Малый Устьинский Мост построен в том же году. Интересен тем, что фасад
моста со стороны Москва-реки длиннее фасада, обращенного к реке Яузе, что
придает мосту форму трапеции.
Большой Краснохолмский мост - самый большой по пролету мост Москвы. В то
же время он самое значительное звено в цепи комплекса инженерных сооружений на
участке Садового кольца между площадями Павелецкого и Курского вокзалов. Позже
были сооружены тоннель, пронизавший вершину Красного холма под Таганской
площадью, эстакада под Ульяновской улицей и трехпролетный Высокояузский мост
через Яузу. Конструкция пролетного строения состоит из семи серповидных
металлических арок.
Малый Краснохолмский мост является естественным продолжением Большого
Краснохолмского моста Изящный мост служит украшением Водоотводного канала в его
нижнем течении.
Крымский мост - теперь единственный пример городского моста в Москве с
ездой понизу. В нем проезжая часть и пешеходные тротуары размещены внизу
несущей конструкции, подвешены на вертикальных стержнях к цепи моста. Мост
находится на Садовом кольце, между Крымской площадью и главным входом в ЦПКиО
им.Горького. Общий вес моста 10 тыс. т.
Москворецкий мост - единственный в группе больших мостов центра столицы
- построен из железобетона. Он соединяет Красную площадь с Пятницкой улицей и
Ордынкой в Замоскворечье. Фасады моста облицованы чисто отечанным розовым
гранитом, близким по цвету кирпичной кладке стен и башен Кремля.
Генеральный план реконструкции Москвы намечал не только постройку новых
больших мостов, но и реконструкцию существующих.
Первым из них в конце 40-х годов подвергся обновлению Новоспасский мост,
построенный в 1883г. Его речные пролетные строения были подняты на 2,76 м и
перекрыты стальными арками, сооружены береговые пролеты, подходные пандусы и
лестничные сходы. Конструкция речной части моста осталась прежней. Ширина моста
также сохранилась. Общая длина с новыми подходами 500 м.
Другим реконструированным мостом стал Чугунный мост через Водоотводный
канал в районе Кадашевской набережной. Соединяет улицы Балчуг и Пятницкую. Хотя
в ходе реконструкции чугунные пролеты арочного моста, построенного в 1835г.,
были заменены железобетонными, за мостом сохранилось старое название.
Рядом находится Комиссариатский мост, строительство которого было начато
в 1927г. Мост был пущен в эксплуатацию только в середине 60-х годов.
Из числа мостов дореволюционного времени последним был сооружен в 1913г.
Бородинский. Соединив мостом два различных пейзажа берегов, архитектор
(Р.И.Клейн) соединил в одном сооружении различные архитектурные темы: над
ровным берегом и невысокой (тогда) застройкой - два обелиска, а у подножия
высокого берега и городских зданий - колоннады, в которых достаточно силы для
акцента в сложном пейзаже.
Активное строительство новых мостов в Москве после войны началось в
конце 50-х годов, что было связано со
строительством новых районов по обе стороны Москвы-реки, увеличением
транспортной нагрузки. В Москве стали строиться тоннели, путепровоы, эстакады, пешеходные
подземные переходы.
Современные мосты, в которых использовались новые материалы, кажутся не
столь тяжелыми и монументальными. Однако и они гармонично вписались в
архитектурный ансамбль города.
К современным мостовым сооружениям относятся: Автозаводский,
Калининский, двухъярусный метромост в Лужниках, Нагатинский метромост, мосты на
московской кольцевой автодороге и канале им.Москвы, Щукинский и др.;
транспортные развязки: трехъярусная Савеловская эстакада, Самотечная
эстакада, Северянинский путепровод, Крестовские Большой и Малые путепроводы,
Рижский, Руставели путепровод, развязка с тоннелями и эстакадами на Красном
холме (Таганка), тоннели на Ленинградском проспекте, площади Маяковского,
Садовом кольце и многие другие.
В послевоенный период в Москве построено 27 мостов, 24 путепровода, 5
эстакад, 17 тоннелей. Реконструировано и отремонтировано большое количество
транспортных развязок на главных магистралях столицы и МКАД.
Автозаводский мост - построен в 1961г. Пересекает Москву-реку вблизи
автозавода им.Лихачева и находится на продолжении Автозаводской улицы. Весь
мостовой переход длиной 842 м, ширина моста 42 м. На нем 8 полос движения для
автомобилей и троллейбусов, обособленное трамвайное полотно.
Калининский мост - пересекает Москву-реку между двумя высотными
зданиями: гостиницей "Украина" и мэрией города. Построен в 1957 году.
Длина моста с подходами 494 м, ширина 43 м.
Двухъярусный метромост в Лужниках - первый мост в Москве для
совмещенного движения метро и автомобильного транспорта и единственный, на
котором устроена станция метро с перронным и кассовыми залами, эскалаторами.
Построен в 1958г. Метромост соединяет Комсомольский проспект с проспектом
Вернадского.
Савеловская эстакада - сооружена в 1965-66 гг. Это комплекс сооружений
на площади Савеловского вокзала, обеспечивающих транспортную развязку с
пересечением магистралей городского и железнодорожного транспорта в трех
уровнях (ярусах).
Рижская эстакада - у Рижского вокзала, над железнодорожными путями
Октябрьской железной дороги, соединяеет Проспект Мира с районом Сокольников.
Построена в 1975г. Длина Рижской эстакады с подходами 1038 м, ширина 39,5 м.
СПАСИБО ВСЕМ. чИТАЙТЕ "МОСКВОВЕДЕНИЕ" И БУДЬТЕ АККУРАТНЫ ПРИ
ПЕРЕХОДЕ МОСТОВ В НЕТРЕЗВОМ ВИДЕ.
НЕ ПРЫГАЙТЕ ВНИЗ ГОЛОВОЙ, НЕ УБЕДИВШИСЬ В НАЛИЧИИ (ВНИЗУ) ПАРАПЕТА.
ПАРАПЕТ - ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЕ, НЕ ВСЕГДА
АЖУРНО-РЕЗНОЕ СООРУЖЕНИЕ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЕ ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ТРУДЯЩИХСЯ В НАМЕРЕНИЯХ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫХ НУЖД И ПОТРЕБНОСТЕЙ.