Излюбленными местами отдыха и
пеших прогулок были в будние дни для “чистой публики” (прежде всего для дворян)
разбитый у стен Кремля Александровский сад и Петровский парк, окружавший
Петровский дворец. Для простонародья, мещан, купечества местами гуляний в
праздничные дни, разных публичных состязаний, игр и зрелищ служили Сокольники,
Марьина роща, Девичье поле, Новинское, а также амфитеатр за Рогожской заставой.
Зимой устраивали катание на санях с ледяных гор. Катальные горы были в
Китай-городе, особенно же на более высоких и в то же время пологих берегах
Москвы-реки и Яузы. На льду рек разыгрывались сцены старинной потехи – кулачные
бои.
В мае многолюдны были гулянья
в Сокольниках. Играли на рожках тверские ямщики, они искусно подражали голосам
разных певчих птиц; выступали потешники, кукольники, раешники. Сохранилось
немало воспоминаний современников о гуляньях под Новинским в 30-40-х годах
прошлого столетия. Одно из воспоминаний принадлежит купцу Н.П.
Вишнякову: “Бывало, на Масленице под Новинским валом валила толпа... В воздухе
стон стоял. Во все горло выкликали свой товар разносчики... десятки хриплых
шарманок раздирали слух. Вертелись карусели, лошадки. В балаганах разыгрывались
пантомимы, показывались... зверинцы, работали фокусники. На балконы балаганов
выходили смешить народ паяцы, арлекины и коломбины в легких костюмах, мало
гармонировавших с суровой февральской или мартовской погодой. Немало, я думаю,
этих бедных лицедеев унесло в вечность воспаление легких!.. Балаганы были переполнены,
благодаря дешевым ценам. Сюжеты спектакля были обыкновенно
патриотически-военного характера.
Непременной частью народных
гуляний были представления медвежьей комедии с сатирическими программами.
Широко бытовал в Москве и народный театр Петрушки. “Петрушечники” со своей
кукольной комедией расхаживали в праздничные дни повсюду, где было стечение
народа. Диалоги между кукольными героями были заимствованы в основном от
скоморохов XVII века.
Хорошо знающий московский быт
литератор-чиновник П.Ф. Вистенгоф в своей книге “Очерки
московской жизни” оставил колоритные, сочные зарисовки весенних и летних
гуляний в разных местах Москвы в 40-х годах XIX в. Первое гулянье с
наступлением весны, по его словам, обычно открывалось в воскресенье, за неделю
до Пасхи: “Оно бывает в экипажах по главным улицам Москвы, прилегающим к Кремлю
и вокруг Кремля”. Центром гулянья служила Красная площадь. “Тут цепи карет
тянутся иногда в шесть рядов, между ними рисуются верхами московские молодые
денди”. Такое пышное, торжественно-медлительное катание, рассчитанное на то,
чтобы “себя показать и людей посмотреть”, длилось до сумерек в хорошую погоду.
Дворянская и чиновная публика любила красоваться на этом гулянье. В пасхальную
неделю “простой народ веселыми толпами, в праздничных одеждах, при неумолкаемом
звоне колоколов, валит под качели, устроенные на Новинском валу”. В семик
(народный праздник, повсеместно в старой России справляемый на седьмой неделе
после Пасхи) происходило “многолюдное
гулянье в Марьиной роще. Им оканчиваются большие годовые гульбища, и лучшее
общество начинает редеть, потому что многие уезжают на дачи и в деревни”. Но
зато в летние месяцы оживали разные “частные гулянья”: травля медведей за
Рогожской заставой, гулянья и увеселения на городских бульварах и в пригородных
садах и в парках. “На этих гуляньях портнихи, швеи, цветочницы, купцы,
приказные составляют большую часть публики; в нескольких местах прекрасного
сада играет полковая (военная) и инструментальная музыка, поют русские
песельники и цыгане, на воде катаются в лодках и пускают фейерверки. ”Летом
бывают также конские скачки на устроенном для сего беге, куда собирается
множество жителей всякого звания”.
Подобные гулянья и
развлечения в положенные дни теплого времени года держались в московском быту
почти до начала нашего века. Живые, художественные описания их оставили А.П.
Чехов и В.А. Гиляровский.