Усадьба Остафьево была построена на рубеже XYIII и XIX
князем Андреем Ивановичем Вяземским( 1754-1807) в стиле позднего классицизма.
Шесть колонн коринфского ордера поддерживают фронтон центрального,
вместительного с овальным залом здания, на крыше которого размещен
бельведер.Открытые коллонады соединили центральное здание с восточным и
западным двухэтажными флигелями. В середине северной части усадьбы разбит
регулярный парк. После смерти князя Андрея усадьбу унаследовал сын его Петр
Андреевич Вяземский(1792 - 1878).
Человек независимого острого ума, Вяземский был радушным хозяином
Остафьева.Он сумел создать здесь неповторимую атмосферу.Его гостями были
В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, А.С.Грибоедов и многие другие деятели литературы.
Двенадцать лет жил в Остафьеве Николай Михайлович Карамзин(1766 - 1826). Здесь
были написаны первые восемь томов " Истории государства Российского
".
Трижды в Остафьево приезжал А.С.Пушкин. В памяти народной живет до сих
пор легенда.. Свернув у церкви по главной въездной аллее( слева - овраг, справа
- пруды), коляска проследовада к главному подъезду. Пушкин легко выпрыгнул из
коляски, стал подниматься по ступеням в дам. В это время вышел дворовый слуга и
приказал ямщику покинуть усадьбу. Тогда Пушкин крикнул: " Оставь его!
Оставь его! " Пушкин еще не расплатился...
Среди посланий поэта выделяется его четверостишие 1822 года "К
портрету кн.П.А.Вяземского".
Петр Андреевич не только поддерживал Пушкина в литературе как критик, но
и хлопотал об опальном поэте, чтобы того перевели из Бессарабии в Крым. Зная
пылкий нрав поэта, он предупреждал: " Сделай милость, будь осторожен на
язык и перо. Не играй своим будущим..."
Важную роль в судьбе Пушкина сыграла и княгиня Вера Федоровна Вяземская,
которая сумела стать ему истинным другом, и в ее отношениях с поэто
прослеживается ровное, целебное для Пушкина взаимопонимание. Предполагалось
поначалу, что Вера Федоровна будет посаженою матерью на свадьбе Пушкина.А
праздновать ее хотели в Остафьеве. Но тяжелая болезнь княгини Вяземской
помешала ей даже присутствовать на свадьбе.
Пушкин и Вяземские находились в постоянном общении. После кончины
Пушкина вдова поэта в память о нем передала Вяземским некоторые вещи. Их
поместили в карамзинской комнате: черный жилет, пробитый пулей Дантеса; белая
бальная перчатка, парная той, что была брошена в гроб поэта, трость с ременной
кисточкой. Рядом положили восковую свечу с панихиды...
В конце XIX века Вяземские породнились с Шереметевыми, и последним
законным владельцем Остафьева стал граф Сергей Дмитриевич Шереметев ( 1844 -
1918 ), историк, член оссийской академии наук. В юбилейном 1899 году он открыл
в усадьбе общедоступный пушкинский музей. 15 июля 1913 в Остафьеве состоялось
торжественное открытие памятников Пушкину, Жуковскому, Вяземскому (памятник
Карамзину был установлен в 1911 году). Следует отдать должное гафу Сергею
дмитриевичу: он с особой любовью и ответственностью участвовал в разработке
проекта памятниа Пушкину. Гранитный постамент выполнен по рисунку художника
Н.З.Панова. На нем закреплена бронзовая скульптура поэта работы знаменитого А.М.Опекушина.
На постаменте барельеф, на котором Пушкин изображен сидящим в овальном зале
усадьбы.
В слове, обращенном к присутствующим по случаю открытия памятников
поэтам, епископ Анастасий говорил " во имя Отца и Сына и Святого Духа о
трех великих душах людей, когда-то здесь живших". Владыка советовал
остафьевцам "следовать старому русскому обычаю - проходя мимо памятников
креститься и в молитве поминать рабов Божьих Александра, Василия, Петра,"
В 1930 году остафьевский музей был закрыт и разорен. В усадьбе устроили
дом отдыха. Прошли десятилетия... Сегодня усадьба Остафьево "Русский
Парнас" находится в стадии возрождения и активной музейной деятельности. И
ныне всякий, кто посетит Остафьево, может ощутить дымку времени, которая
окутывает усадьбу сквозь волшебный кристалл воображения.