ДОМ И.И.ЮШКОВА
Мясницкая
ул., 21.
«Юшков-дом»
- один из лучших памятников московского классицизма. Это одно из немногих
мохранившихся зданий великого зодчего В.И.Баженова. Заказчиком был
генерал-поручик И.И.Юшков. Есть предположение, что генерал заказал проект
именно Баженову оттого, что оба они являлись членами масонской ложи, и Юшков
хотел помочь талантливому, но стесненному в средствах архитектору, после
отставки его Екатериной II в 1780-х годах от государственной службы.
Строительство
дома велось около двух десятилетий и закончилось в 1805 году. В течение почти
200 лет своего существования дом не раз менял владельцев и подвергался многочисленным переделкам. Несмотря на это,
воплощение замысла автора все-таки дошло до наших дней.
Постройку отличали
изящество и колоннады конического ордера. Существует предположение, что именно
полуротонда дома Юшкова была первой в своем роде и стала образцом для
многочисленных московских угловых классицистических полуротонд.
С 1844 года
в доме Юшковых размещались классы Училища живописи и ваяния (а с 1856
года - и зодчества). Здесь учились и преподавали православные русские живописцы
- А.Саврасов, В.Петров, И.Левитан, И.Шишкин, В.Серов, А.Архипов и другие. В
1918 году училище было преобразовано в Высшие художественно-технические
мастерские (ВХУТЕМАС), стедентами которого были В.Маяковский, Назым Хикмет,
Кукрыныксы. Впоследствии ВХУТЕМАС был преобразован в Московский Художественный
Институт им.В.И.Сурикова.
ЦЕРКОВЬ
АРХАНГЕЛА
ГАВРИИЛА
Архангельский
пер., 15а.
Церковь
святого архангела Гавриила построена в 1701-1707 гг. на месте старой
трехшатровой церкви с одноименным названием. Заказчиком выступил А.Д.Меншиков -
любимец Петра I. Меншикова башня - яркое воплощение в московской архитектуре
принципов заподноевропейского барокко. Постройку отличает обилие нехарактерных
для русской архитектуры форм, появление западной сюжетной скульптуры и лепнины.
Огромная высота и необычность выделяли меншиковский храм среди прочей
застройки, что безусловно, соответствовало желанию заказчика. Александр
Данилович хотел, чтобы церковь его усадьбы была выше не только Сухаревской
башни, но и самого Ивана Великого в Кремле. Она скорее напоминала башню
Петропаловской крепости новой столицы, за что и получила в народе прозвище
Меншиковой башни.
tc "Церковь
святого архангела Гавриила построена в 1701-1707 гг. на месте старой
трехшатровой церкви с одноименным названием. Заказчиком выступил А.Д.Меншиков -
любимец Петра I. Меншикова башня - яркое воплощение в московской архитектуре
принципов заподноевропейского барокко. Постройку отличает обилие нехарактерных
для русской архитектуры форм, появление западной сюжетной скульптуры и лепнины.
Огромная высота и необычность выделяли меншиковский храм среди прочей
застройки, что безусловно, соответствовало желанию заказчика. Александр
Данилович хотел, чтобы церковь его усадьбы была выше не только Сухаревской
башни, но и самого Ивана Великого в Кремле. Она скорее напоминала башню
Петропаловской крепости новой столицы, за что и получила в народе прозвище
Меншиковой башни."
Авторство
этого замечательного памятника, в котором непременно нужно побывать,
приписывают И.П.Зарудному - управляющему усадьбой А.Д.Меньшикова. В сооружении храма принимал
участие Д.Фонтана.
Очень красив
западный фасад, где расположен портик входа, обрамленный нарядными витыми
корифскими колоннами, поддерживающими огражденный балюстрадой балкон.
В целом Меньшикову
башню можно отнести к одному из самых ярких произведений искусства своего
времени.
ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ
ЧУДОТВОРЦА
В БЛИННИКАХ
Ул.
Маросейка, 5.
Церковь
Николы Чудотворца в Блинниках имеет еще и другое определение - в
Клениках. Первое название объясняется тем, что прежде вдоль Маросейки стояли
лавки, где торговали блинники. Второе напоминает о том, что храм окружали
клены.
Первоначальная
церковь разработана в 1657 году. На ее подклете в конце XVII века возведена
новая, главный престол которой был освящен во имя иконы Казанской Божьей
Матери. Храм представлял собой высокий бесстолпный четвертик с двухчастной
апсидой. С севера к нему примыкали Никольский придел и трапезная.
Декор
колокольни, возведенной почти на полстолетие позже храма, отличается красивыми
резными гирляндами на капителях пилястр в ярусе
звона, характерными для стиля барокко.
В 1990-х гг.
была проведена раставрация памятника архитектуры. В результате декор храма,
созданный в середине XVIII вв., восстановлен.
ПАЛАТЫ
МИЛОСЛАВСКИХ
Армянкий
пер., 3.
Палаты относятся к
рубежу XVII-XVIII веков. В XVII веке
владельцами территории были Милославские. Палаты стали главным домом
небольшой усадьбы, которая в начале XVIII века принадлежала стольнику
Протопопову. Они представляют собой асимметричную композицию с ризалитом на
западном фасаде. Нижний этаж (подклет) традиционно использовался под
хозяйственные нужды: кладовые, кухни, погреба, жилье слуг. Парадная анфилада
покоев расположена на втором этаже, куда вели два крыльца. Вероятно,
существовал и третий, деревянный этаж, о чем свидетельствует каменная
внутристенная лестница, которая ведет сейчас на чердак.
Декоративное
оформление фасада отличается простотой и скромностью. Весь декор выполнен из
тесаного кирпича, в стилистике барокко.
ПАЛАТЫ
СВЕРЧКОВЫХ
Сверчков
пер., 8.
Палаты выстроены в
XVII веке как главный дом усадьбы богатых купцов и промышленников Сверчковых,
которая была центром бывшей Покровской котельной слободы. Рядом с усадьбой
стояла церковь Успения на Покровке. В конце XVII века именно Сверчковы пожертвовали деньги для возведения нового храма,
который построил крепостной зодчий П.Потапов. К сожалению, изумительной красоты
церковь, выполненная в стиле нарышкинского бврокко была разрушена. Сохранились
лишь имена заказчика и архитектора, увековеченные в названиях близлежащих
переулков. Владельцы усадьбы с начала XVIII века часто менялись, пока в 1778
году она не перешла в ведение Каменного приказа. Здание было пере строено. В нем размещались
различные учреждения. В том числе - Оружейная палата. С 1813 года - Комиссия
для строений в Москве. С 1836 года усадьба вновь становится частным владением.
Нарядность
зданию придает декоративное оформление окон: в первом этаже использованы
скромные наличники с треугольными завершениями, во втором, традиционно парадном
этаже - пышные колончатые наличники, завершенные килевидными кокошниками.
Недавно
здание отреставрировано. Часть декоративных эелементов архитектуры XVII века воссоздана.
УСАДЬБА
А.И.ЛОБАНОВА-
РОСТОВСКОГО
Мясницкая
ул., 43.
Усадьба является
одним из лучших образцов городских усадебных домов московского классицизма.
Этот уникальный памятник архитектуры построен в 1790-х годах предположительно
архитектором Ф.Кампорези для вельможи екатерининского окружения графа Панина.
В основе
постройки - палаты XVIII века. В центре трехчастной фасдной композиции вместо
традиционного портика архитектор поместил глубокую арочную нишу с огромным
полукруглым окном мезонина в верхней части, опирающуюся на попарно
сгруппированные коринфские колонны и пилястры.
Дом слегка
отступает от красной линии улицы, демонстрируя, однако, себя во всей красе
через низкую чугунную ограду с двумя воротами по сторонам.
Задний фасад
дома искажен пристройками. Это объясняется тем, что в середине XIX века в
здании усадьбы находился завод. Одновременно с этим часть постройки заняла
открывшаяся здесь в 1825 году, частная «школа рисования в отношении к искуссвам
и ремеслам», основанная известным ценителем искусства графом С.Г.Строгановым.
С 1860 года
школа была преобразована в Строгановском училище технического рисования (ныне
Московский художественно-промышленный институт). его окончили многие выдающиеся
русские художники, в том числе С.Иванов, М.Врубель, К.Коровин, С.Герасимов и
другие.