Сердце Москвы
В юго-восточной стороне
Соборной площади Московского Кремля высится второй по значению храм Московского
государства - Архангельский собор. Он построен на месте деревянной церкви XIII
века в честь архангела Михаила - «архистратига (начальника) небесного воинства»
почитали на Руси как помощника в ратных делах. Самый большой в то время в
Кремле белокаменный храм, возведенный при Иване Калите в 1333 году во имя
небесного воина, стал усыпальницей московских князей. Каменная усыпальница была
возведена по обету, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного
«рослой» (пошедшей в рост и не давшей зерен) рожью и освящена митрополитом
Феогностом. Архангельский собор органично влился в ансамбль Соборной площади, где уже стояли храм св. Иоанна
Лествичника и Успенский собор.
К началу ХVI
столетия скромная усыпальница более не устраивала московских правителей. Иван
III в 1505 году дает аспоряжение заложить новый, большой собор.За работу взялся
итальянский мастер – Алевиз Новый. По дороге в Россию мастер работает в
Бахчисарае для хана Менгли-Гирея. Хан остался доволен зодчим и в письме Ивану
III дал Алевизу восторженную рекомендацию: «… велми добрый мастер, не как иные
мастеры, велми великой мастер. И ныне у тебя у брата своего прошу, и нашего для
прошенья, того Алевиза мастера с иными мастеры равно не смотри…».
Здание Архангельского собора было закончено в 1508 году. В
отделке его фасадов большое место занимает резьба по белому камню – раковины в
закомарах, пышный растительный орнамент на капителях пилястр и на порталах.
Необычны для русской архитектуры начала XVI века – глубокая лоджия у входа,
круглые окна. Архангельский собор лишь немного уступает в размерах Успенскому
собору Московского Кремля, что диктовалось заказчиком и подчеркивало
династический характер храма. Отличался и художественный образ. Если в
Успенском соборе Аристотель Фиораванти воспользовался привычными для русской
архитектуры деталями и включил их в рациональную ренессансную систему, то в
Архангельском соборе Алевиз Новый, напротив, одел итальянскими деталями фасады
обычного древнерусского храма.
Архангельский собор выглядел очень нарядно. Его стены были
окрашены в красный цвет, на ярком фоне выделялись прекрасные резные
белокаменные детали – акантовые листья, завитки-волюты и цветы капителей,
тонкая и изысканная резьба порталов, которые были покрыты разноцветной росписью
и позолотой. С красно-белыми стенами эффектно сочеталась чернолощеная черепица,
покрывающая низкие шлемовидные главы.
Смутное время XVII столетия и изменения в политической жизни XVIII века принесли Архангельскому собору
беды и обветшание. О восстановлении собора позаботилась Екатерина II. Именно в
это время зарождаются первые представления о ценности исторического облика
памятника, о необходимости воссоздания, а не подновления его.
В середине XIX века было решено устроить в соборе печи, так
как храм был неотапливаемым, и температура там держалась около -13оС. Их
разместили в знаменитых «архангельских
подвалах», где хранили имущество, держали провинившихся крестьян и
откуда шло множество таинственных подземных ходов. В 1880 году Комиссия, созданная для противодействия
террористам, постановила поставить на входах железные двери, а на отдушинах
решетки.
Монументальной живописью Архангельский собор впервые был
украшен во второй половине XVI века, в правление царя Ивана Грозного. Эти
фрески фрагментарно сохранились в алтарной части храма.
В 1652-1666 годах, при царе Алексее Михайловиче, большая
артель мастеров, отобранных Симоном Ушаковым, возглавлявшим иконописную
мастерскую Оружейной палаты, расписала собор заново. Живопись полностью
повторила идейный замысел и сюжетную схему предыдущего столетия. Помимо
традиционных и библейских сцен, в сюжетах выражены важные политические идеи
времени правления царя Ивана Грозного. Западную стену храма занимает композиция
«Символ веры»; росписи южной и северной стен посвящены деяниям Архангела
Михаила. На столбах и в нижнем ярусе стен помещено более шестидесяти
изображений исторических лиц – своеобразная портретная галерея московских
князей и их предков начиная от великого князя Владимира.
Первый иконостас Архангельского собора XVI века не дошел до
наших дней. Сохранившийся до нашего времени четырехъярусный иконостас был
создан в 1679-1681 годах. Пышный декор его резных деревянных, золоченых конструкций
выполнен в традициях искусства конца XVII века, в стиле московского барокко.
Иконы написаны придворными изографами во главе со знаменитым художником Федором
Зубовым.
Древнейшим произведением иконописи в соборе является икона
«Архангел Михаил с деяниями» конца XIV века. По преданию, храмовая икона была
создана по заказу великой княгини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского.
Архангельский собор служил родовым некрополем вплоть до
перенесения Петром Великим столицы из Москвы в Санкт-Петербург. Здесь находятся
захоронения от первых Московских князей до первых Романовых, которые
совершались в подпольном пространстве храма. Над ними 46 надгробий с
белокаменными вставками, украшенными резьбой и надписями, сделанными в первой
половине XVII века.
В старину московские князья перед
военными походами приходили в Архангельский собор поклониться праху своих
предков, восславить «мужество, храбрость воинства русского». На масленице и на
Страстной неделе цари просили прощения у усопших, а в день Пасхи клали на гробы
красные яйца. Посещали они храм также в дни памяти родных, на храмовые
праздники и – с XVII века – на день празднования памяти царевича Дмитрия,
канонизированного в 1605 году. Любой желающий мог положить челобитную на
гробницы, а царь собирал их и незамедлительно прочитывал. Особое уважение
московских правителей к усыпальнице выражалось и в том, что даже послы и
знатные персоны «против Архангела» должны были слезать с коней и дальше идти
пешком.
В настоящее
время Архангельский собор Московского Кремля – уникальный музей, в котором
сохраняется исторический некрополь и убранство средневекового интерьера.