Сердце Москвы

 

В юго-восточной стороне Соборной площади Московского Кремля высится второй по значению храм Московского государства - Архангельский собор. Он построен на месте деревянной церкви XIII века в честь архангела Михаила - «архистратига (начальника) небесного воинства» почитали на Руси как помощника в ратных делах. Самый большой в то время в Кремле белокаменный храм, возведенный при Иване Калите в 1333 году во имя небесного воина, стал усыпальницей московских князей. Каменная усыпальница была возведена по обету, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного «рослой» (пошедшей в рост и не давшей зерен) рожью и освящена митрополитом Феогностом. Архангельский собор органично влился в  ансамбль Соборной площади, где уже стояли храм св. Иоанна Лествичника и Успенский собор.

 

К началу ХVI столетия скромная усыпальница более не устраивала московских правителей. Иван III в 1505 году дает аспоряжение заложить новый, большой собор.За работу взялся итальянский мастер – Алевиз Новый. По дороге в Россию мастер работает в Бахчисарае для хана Менгли-Гирея. Хан остался доволен зодчим и в письме Ивану III дал Алевизу восторженную рекомендацию: «… велми добрый мастер, не как иные мастеры, велми великой мастер. И ныне у тебя у брата своего прошу, и нашего для прошенья, того Алевиза мастера с иными мастеры равно не смотри…».

Здание Архангельского собора было закончено в 1508 году. В отделке его фасадов большое место занимает резьба по белому камню – раковины в закомарах, пышный растительный орнамент на капителях пилястр и на порталах. Необычны для русской архитектуры начала XVI века – глубокая лоджия у входа, круглые окна. Архангельский собор лишь немного уступает в размерах Успенскому собору Московского Кремля, что диктовалось заказчиком и подчеркивало династический характер храма. Отличался и художественный образ. Если в Успенском соборе Аристотель Фиораванти воспользовался привычными для русской архитектуры деталями и включил их в рациональную ренессансную систему, то в Архангельском соборе Алевиз Новый, напротив, одел итальянскими деталями фасады обычного древнерусского храма.

Архангельский собор выглядел очень нарядно. Его стены были окрашены в красный цвет, на ярком фоне выделялись прекрасные резные белокаменные детали – акантовые листья, завитки-волюты и цветы капителей, тонкая и изысканная резьба порталов, которые были покрыты разноцветной росписью и позолотой. С красно-белыми стенами эффектно сочеталась чернолощеная черепица, покрывающая низкие шлемовидные главы.

Смутное время XVII столетия и изменения в политической жизни  XVIII века принесли Архангельскому собору беды и обветшание. О восстановлении собора позаботилась Екатерина II. Именно в это время зарождаются первые представления о ценности исторического облика памятника, о необходимости воссоздания, а не подновления его.

В середине XIX века было решено устроить в соборе печи, так как храм был неотапливаемым, и температура там держалась около -13оС. Их разместили в знаменитых «архангельских  подвалах», где хранили имущество, держали провинившихся крестьян и откуда шло множество таинственных подземных ходов. В 1880 году  Комиссия, созданная для противодействия террористам, постановила поставить на входах железные двери, а на отдушинах решетки.

Монументальной живописью Архангельский собор впервые был украшен во второй половине XVI века, в правление царя Ивана Грозного. Эти фрески фрагментарно сохранились в алтарной части храма.

В 1652-1666 годах, при царе Алексее Михайловиче, большая артель мастеров, отобранных Симоном Ушаковым, возглавлявшим иконописную мастерскую Оружейной палаты, расписала собор заново. Живопись полностью повторила идейный замысел и сюжетную схему предыдущего столетия. Помимо традиционных и библейских сцен, в сюжетах выражены важные политические идеи времени правления царя Ивана Грозного. Западную стену храма занимает композиция «Символ веры»; росписи южной и северной стен посвящены деяниям Архангела Михаила. На столбах и в нижнем ярусе стен помещено более шестидесяти изображений исторических лиц – своеобразная портретная галерея московских князей и их предков начиная от великого князя Владимира.

Первый иконостас Архангельского собора XVI века не дошел до наших дней. Сохранившийся до нашего времени четырехъярусный иконостас был создан в 1679-1681 годах. Пышный декор его резных деревянных, золоченых конструкций выполнен в традициях искусства конца XVII века, в стиле московского барокко. Иконы написаны придворными изографами во главе со знаменитым художником Федором Зубовым.

Древнейшим произведением иконописи в соборе является икона «Архангел Михаил с деяниями» конца XIV века. По преданию, храмовая икона была создана по заказу великой княгини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского.

Архангельский собор служил родовым некрополем вплоть до перенесения Петром Великим столицы из Москвы в Санкт-Петербург. Здесь находятся захоронения от первых Московских князей до первых Романовых, которые совершались в подпольном пространстве храма. Над ними 46 надгробий с белокаменными вставками, украшенными резьбой и надписями, сделанными в первой половине XVII века.

В старину московские князья перед военными походами приходили в Архангельский собор поклониться праху своих предков, восславить «мужество, храбрость воинства русского». На масленице и на Страстной неделе цари просили прощения у усопших, а в день Пасхи клали на гробы красные яйца. Посещали они храм также в дни памяти родных, на храмовые праздники и – с XVII века – на день празднования памяти царевича Дмитрия, канонизированного в 1605 году. Любой желающий мог положить челобитную на гробницы, а царь собирал их и незамедлительно прочитывал. Особое уважение московских правителей к усыпальнице выражалось и в том, что даже послы и знатные персоны «против Архангела» должны были слезать с коней и дальше идти пешком.

В настоящее время Архангельский собор Московского Кремля – уникальный музей, в котором сохраняется исторический некрополь и убранство средневекового интерьера.