ПОДМОСКОВНАЯ ПАЛЕСТИНА
Архитектурный
ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря - один из красивейших в богатой истории
древнерусского зодчества. Монастырь был основан в 1656 году патриархом Никоном
(1605-1681), главой русской церкви с 1652 по1666 год. И по замыслу его
основателя должен был стать центром Святых мест, создаваемых близ Москвы
"в образ и подобие" Святых мест Палестины, связанных с событиями
земной жизни Иисуса Христа.
В соответствии с
замыслом некоторые подмонастырские села, окрестные холмы и долины получили
соответствующие наименования.В частности, река Истра стала именоваться рекой
Иорданом, возвышенность к востоку от монастыря названа Елеоном, а высокий холм
на северо-западе - Фавором. Почти на берегу реки, в 300-х метрах от монастыря,
был построен для патриарха Скит (1658-1662) с церковью Богоявления.
Центральным сооружением всего
комплекса "Подмосковной Палестины" является Воскресенский собор,
задуманный и построенный как топографическая копия храма Гроба Господня в
Иерусалиме. Грандиозным сооружением объединены основные христианские святыни:
место казни Христа - Голгофа - придел, расположенный между первым и вторым
этажом в юго-восточной части центрального объема, и место обретения Креста
Господня в подземной церкви св. равноапостольных Константина и Елены,
расположенной к востоку от главного алтаря.
Воскресенский собор строился
в два этапа. С 1658 по 1666 год строительными работами руководил сам основатель
монастыря. В 1666 году строительные работы были прекращены в связи с опалой,
постигшей патриарха Никона. Достраивался храм с 1679 по 1685 год. В 1681 в
приделе Усекновения главы св. пророка Иоанна Предтечи, под Голгофой, был
похоронен патриарх Никон.
Уникальным и не имеющим себе
равных является керамический декор Воскресенского собора. В XVII веке снаружи и
изнутри храм украсили керамические
пояса, наличники, порталы и иконостасы. Многоцветные рельефные изразцы, имеющие
не только декоративное, но и формообразующее значение, заняли место цветных
мраморов и резных каменных орнаментов прототипа. Над украшением собора
изразцами под руководством Петра Ивановича Заборского - "золотых,
серебряных, медных, ценинных дел изрядного ремесленного изыскателя"
трудились прославленные мастера - Степан Иванов(Полубес), Игнатий Максимов и
его ученики. Во всем своем первоначальном блеске изразцовый декор не
сохранился, однако то, что осталось, и сейчас поражает разнообразием и
совершенством исполнения.
В 1723 году рухнуло
первоначальное перекрытие ротонды - кирпичный шатер, перекрывающий
22-х-метровый пролет. Разрушения 1723
года были усугублены пожаром 1726-го года.
В середине XVIII столетия под
руководством архитектора И.Ф.Мичурина, а затем К.И.Бланка Воскресенский собор
частично перестраивается и переоформляется в стиле барокко. По проекту
Ф.Б.Растрелли возводится деревянный шатер над значительно перестроенной
ротондой. В интерьерах храма главенствующее место занял пышный лепной декор,
включивший в себя фрагменты керамического убранства XVII века и живописные
композиции.
В 1941 году Воскресенский
собор был взорван немецкими захватчиками. Исследовательские работы на руинах
памятника начались уже в 1942 году. В 1975 году была восстановлена центральная
глава, а в начале 1990-х годов ротонду увенчал шатер.
В 1680-1690 годах в западной
части монастырской территории строят расположенные в один ряд палаты различного
назначения, возводившиеся постепенно, начиная с 1660-х годов. В 1685-1692 гг.
на "старых каменных службах" были выстроены теплая церковь Рождества
Христова и три трапезные палаты. С юга к ним примыкают Больничные палаты с
церковью Трех Святителей (освящена в
1698 году), с севера - настоятельские покои. В самом начале XIX века все три
корпуса были объединены между собой, и теперь к ним применяется единое название
- Трапезные палаты.
Ансамбль Воскресенского
Ново-Иерусалимского монастыря окончательно сформировался в 1690-х годах, когда
была построена крепостная стена, включавшая в себя 8 башен и надвратный храм,
освященный в 1697 году во имя Входа Иисуса Христа в Иерусалим. Стена строилась
с 1692 года по проекту Якова Григорьевича Бухвостова.
В 1919 году Воскресенский
Ново-Иерусалимский Ставропигиальный мужской монастырь был закрыт, и с 1920 года
на его территории находится музей,
несколько раз менявший свой профиль и название. В частности, с конца
1930-х годов до 1991 года он был Московским областным краеведческим музеем. С
1992 года - Историко-архитектурный и художественный музей "Новый
Иерусалим".
В 1995 году началось
поэтапное возвращение монастыря Русской Православной церкви. В настоящее время
на территории архитектурного ансамбля размещаются и музей, и монастырь.
И.Корчоха