Третий по значению собор Кремля – Благовещенский – был домовым великокняжеским храмом. Здесь проходили обряды бракосочетания, крещения, именин великокняжеской и царской семьи. Появившись впервые на Кремлевском холме в конце XIII века, Благовещенский собор в 1484 г. был заново отстроен псковскими мастерами. Нынешний облик собор приобрел в 60-е годы XVI века.
Поводом к перестройке
послужили победы Ивана Грозного в Ливонской войне – взятие «древней царской
вотчины» Полоцка. Собор становится девятиглавым с позолоченными главками и
кровлей. Постройку паперти с высоким белокаменным крыльцом с южной стороны
легенда связывает с четвертым браком Ивана Грозного, на которого была наложена
епитимья (покаяние), вследствие чего он, по христианскому канону, не мог
присутствовать на богослужении в самом соборе, а стоял на паперти. На самом
деле сохранившееся крыльцо – часть собора 1489 г. Через него можно было из
царского дворца пройти в Казенный двор, находившийся между Архангельским и
Благовещенским соборами, далее в Архангельский собор и спуститься во дворцовые сады.
В
XVI веке итальянские мастера-резчики по камню переделали порталы
Благовещенского собора, придав им современный вид. Высокие двери обили листовой
медью, на которой в технике золотой наводки были изображены библейские сюжеты.
Изысканно-нарядные «золотые врата» как бы приглашают входящего к созерцанию
роскошного интерьера собора.
Впервые
храм был расписан в 1508 г. с дальнейшим подновлением фресок на протяжении XVII-XIX столетий.
Благовещенский собор – один из немногих памятников древнерусской архитектуры, в
котором так полно сохранилась подлинная монументальная живопись XVI века. Она
создана артелью русских художников.
На
сводах галереи собора располагается композиция «Древо Иесеево» - библейская
родословная Христа, символизирующая предысторию и историю христианства.
Значительное
место в росписи центральной части храма занимают сюжеты из «Апокалипсиса». В
ансамбле фресок Благовещенского собора нашла отражение государственная доктрина
«Москва - третий Рим», связывающая Московский царствующий дом с византийскими
императорами и римским императором Августом. Изображения на столпах собора
подчеркивали преемственность власти великих московских князей от Киева и
Византии.
Уникальный
по своей художественной ценности иконостас Благовещенского собора объединяет
иконы, принадлежащие разным эпохам – с XIV по XVIII век – и различным мастерам.
Испокон
веков в Благовещенском соборе хранились священные реликвии, а также частицы
мощей более чем сотни святых греческой и русской церкви. Цари приобретали их
или получали в дар. В 1680 г. в храме собралось тридцать пять серебряных
ковчегов с мощами общим весом более пяти пудов и еще три деревянных киота. Раз
в год, в пятницу Великого поста, ковчеги вынимали, переносили в Успенский собор
и омывали святой водой.
Также
посещали домовый храм и в новолетие, в сырую неделю, в Благовещение – храмовый
праздник, когда патриарх преломлял хлебы и раздавал всем присутствующим, а царь
устраивал стол для бояр и духовенства.
На
Троицу стольники несли перед Михаилом Федоровичем «веник» (букет цветов) и
свежие листья. После обедни ключарь устилал царское место, находившееся у
столба напротив иконостаса, листьями и цветами и кропил розовой водой. На этом
«листе» царь совершал коленопреклонение. В дальнейшем в Благовещенский собор
присылали цветы из дворцовых садов; этот обычай сохранялся еще при Елизавете.
На
Пасху царь должен был христосоваться со своим духовником, а духовниками
становились протопопы Благовещенского собора. Духовник имел большое влияние на
духовного сына: он исповедовал его, наставлял на путь истинный, прикладывал
руку к различным государственным актам, помогал составлять завещание.
Благовещенские протопопы венчали своих подопечных, крестили их детей, а при
восшествии духовного чада на престол переносили в Успенский собор
государственные регалии. Отца духовного полагалось чтить больше родного – «яко
Бога».
При
Алексее Михайловиче Благовещенский собор уже не был домовым: после
строительства в 1655 г. Верхоспасского собора при Теремном дворце цари стали
молиться в новом дворцовом храме.
В
наше время на южной галерее Благовещенского собора открыта выставка икон. В
подклете размещается археологическая выставка, рассказывающая о предыстории
древнейшего московского поселения на Боровицком холме.
Московский
Кремль всегда был центром не только политической, но и духовной жизни Руси.
Напротив
западного входа в Успенский собор, где с XIV века находился двор русских
митрополитов, стоит маленькая церковь Положения Риз Пресвятой Богородицы. Она
служила домовой церковью русских митрополитов, а с 1589 г., после учреждения на
Руси патриаршества, стала церковью патриархов. В древности церковь соединялась
с их покоями многочисленными переходами.
Построенная
в 1484-1485годах на месте более древнего храма, церковь посвящена празднику Ризоположения, установленному в
Византии. По преданию, в Константинополь из Палестины была привезена величайшая
реликвия – риза (одежда, покрывало) Богоматери, которая почиталась
чудодейственной, как святыня, охраняющая город от врагов.
Возведенная
псковскими мастерами церковь Ризоположения является характерным памятником
московской архитектуры, хотя и включает элементы псковского декоративного
убранства фасада здания. Небольшой и уютный интерьер отвечает назначению храма.
Сюжеты росписи посвящены Богоматери: «Акафист», «Житие Богородицы» и т.д. На
столбах церкви представлена родословная московского царствующего дома, помещены
изображения московских митрополитов, предшественников русских патриархов.
Роспись
патриаршей церкви прославляет церковную власть, ее теснейший союз с властью
московских князей под покровительством Богоматери.
Иконостас,
созданный в 1627 г. Назарием Истоминым-Савиным, поражает совершенством.
Сдержанная цветовая гамма празднична, что достигнуто введением в нее чистого
алого и белого цветов, усиленных басменными окладами, в которые заключены
иконы.
В
середине XVII века, в связи со строительством нового домового храма для
патриарха Никона, церковь Ризоположения была передана царскому дворцу и
соединена с ним крытыми переходами.
В
наши дни в северной галерее этой церкви открыта экспозиция деревянной
скульптуры XV-XVII веков. Здесь представлены большие резные иконы и маленькие
иконки-складни – произведения старинных центров деревянной резьбы Новгорода,
Ростова Великого и Русского Севера.