5. Страстной бульвар

Это самый широкий и наиболее живописный участок Бульварного кольца. Но в начале своего существования, в 1820-х гг., это была узкая аллейка в два ряда деревьев, которая начиналась от Тверской улицы, проходила вдоль Страстного монастыря и тянулась до Петровских ворот. В 1872 г. Е.А. Нарышкина разбила вдоль бульвара большой сквер, а городские власти, присоединив к нему сад Ново-Екатерининской больницы, назвали его в честь щедрой домовладелицы Нарышкинским сквером. Ныне Страстной бульвар с его центральной аллеей и сетью боковых дорожек, с вековыми деревьями напоминает старинный парк.


10

В центре бульвара в 1999 году был установлен памятник С.В. Рахманинову (скульпторы О. Комов и А. Ковальчук).

В конце Страстного бульвара в 1995 году был установлен памятник Владимиру Высоцкому (скульптор Г. Распопов).

На внешнем  проезде  бульвара  привлекает внимание облицованное светлым глазурованным кирпичом здание уступчатой формы с плавно закругленным выступом и большими оконными проемами-витражами во всю высоту фасада (дом № 3 по Большому Путинковскому переулку). Оно построено в 1907 г. по проекту Ф.О. Шехтеля, которому принадлежит много выдающихся сооружений в стиле модерн в Москве. Свой почерк он придал и этой типографии, где печаталась газета «Утро России», принадлежащая П.П. Рябушинскому. На стене дома одна из немногих сохранившихся гипсовых досок, установленных в 1918-1920 годах на улицах города согласно ленинскому плану монументальной пропаганды. На ней изображены заводские трубы и фигура рабочего, толкающего колесо. Под барельефом надпись:

«Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят». Сейчас фасад здания закрыт на реставрационные работы.

Чуть дальше - особняк конца прошлого века (дом № 11). В 1920-1939 годах здесь находилась редакция журнала «Огонек». На фасаде мемориальная доска со скульптурным портретом и надписью «В этом здании с 1927 по 1938 год работал выдающийся советский журналист, основатель и главный редактор журнала «Огонек» Михаил Ефимович Кольцов».

В конце левого проезда Страстного бульвара протянулось монументальное здание в стиле русского классицизма с 12-колонным портиком. Это памятник зодчества конца XVIII века, бывший дворец князей Гагариных. Огромный дом занимала семья камергера из трех человек. В центре здания находился просторный танцевальный зал, вправо от него шли жилые покои хозяев, влево -манеж для верховой езды. Внизу жила крепостная прислуга. Дворец стоял среди большого парка с беседками, прудами и фонтанами. В начале XIX века здесь находился неоднократно менявший помещения аристократический Английский клуб, в котором в 1806 году состоялось чествование героя Шенграбенского сражения П.И. Багратиона, оно было описано Л.Н. Толстым в романе «Война и мир».

В 1812 г. в этом здании побывал известный французский писатель   Стендаль (псевдоним Анри Бейля), служивший в интендантстве наполеоновской армии. Восторгаясь архитектурой московских дворцов, он писал об Английском клубе: «В Париже нет ни одного клуба, который мог бы с ним сравниться". Позднее в


письме сестре он напишет: «Москва - город до сего времени неизвестный Европе - имела от 600 до 800 дворцов, красота которых превосходит все, что знает Париж».

Увы! Здание было сожжено французами и восстановлено в 1826 году известным архитектором О.И. Бове. С 1833 года здесь находилась Ново-Екатерининская больница, а ныне - городская клиническая больница № 24.

6. Петровский бульвар

В начале бульвара с правой стороны видны постройки Высоко-Петровского монастыря, основанного в XIV веке, который дал когда-то имя Петровским воротам Белого города, ныне существующей площади Петровских ворот, самому бульвару и улице Петровке, пересекающей здесь Бульварное кольцо. Петровский бульвар неширок, он спускается по береговому склону реки Неглинной (ныне текущей в подземном коллекторе) до Трубной площади. В конце 1940-х годах его украсили узорной чугунной оградой и устроили у Трубной площади парадный вход с гранитными торшерами и металлическими литыми вазами для цветов.

Трехэтажный дом, расположенный в торце бульвара у Петровских ворот,- любопытный памятник времен царствования Павла I, одна из гостиниц, которые по указу императора были сооружены вдоль Бульварного кольца на месте бывших воротных башен. Большая часть гостиничных зданий, возведенных по проекту известного архитектора В.П. Стасова, не дожила до наших дней, да и та, что стоит перед нами, давно утратила первоначальный вид.

Застройка бульварных проездов относится к концу XIX - началу XX в. и, в общем, малоинтересна. На нечетной стороне выделяется хорошим вкусом и нарядной отделкой дом № 17, построенный по проекту архитектора Р.И. Клейна в 1902 г. для виноторговцев Депре.

На противоположной стороне бульвара сохранилась самая старинная из здешних построек (1786 год) - бывший дворец екатерининского вельможи графа Р.Е. Татищева (дом № 6-8), который принимал здесь на балу Павла I. В доме № 19, на углу Знаменского переулка, жил одно время популярный в Москве 50-х-60-х годов прошлого столетия доктор П.Л. Никулин. У него в гостях бывали А.А. Фет, Д.В. Григорович, Б.Н. Чичерин и др.


12

В конце бульвара на углу Неглинной улицы - здание известных до революции ресторана и гостиницы «Эрмитаж». Ресторан многие годы был своеобразным клубом московской интеллигенции. Здесь происходили «профессорские обеды», на которых можно было услышать яркие злободневные выступления видных деятелей русской науки, литературы, искусства. Здесь же праздновался татьянин день - годовщина основания Московского университета (25 января), и владельцы ресторана предоставляли студентам роскошный зал. Здесь б марта 1879 г. московская общественность дала торжественный обед в честь приезжавшего в Москву И.С. Тургенева. В 1902 г. М. Горький и артисты Художественного театра праздновали в «Эрмитаже» премьеру пьесы «На дне». Ныне в здании находится театр «Школа современной пьесы».

Бульвар заканчивается Трубной площадью.

Если посмотреть на план Москвы середины XVII столетия, то на этом месте увидим надпись «Труба» - так москвичи называли глубокое отверстие в башне крепостной стены, через которое река Неглинная, тогда еще текущая открыто, входила внутрь Белого города, так называлась и вся местность у стены на правом берегу реки. Здесь у воды стояли кузницы, а под стеной располагался лубяной торг, где можно было купить готовые срубы, бревна, доски, рамы и двери, телеги и другой лесной товар.

После того как стену Белого города разобрали, а для реки соорудили подземное русло, возникла существующая площадь, унаследовавшая имя «Трубы». С 1840-х гг. на площади был птичий рынок, описанный А.П. Чеховым, а в 1851 г. в северной части Трубной близ Цветного бульвара развернулась торговля цветами, семенами и саженцами. В последней трети XIX в., когда в Москве появилась конно-железная дорога, через Трубную площадь вдоль Бульварного кольца пошла «конка», ас1911г.- трамвай маршрута «А», названный москвичами «Аннушкой». В 1947 г. площадь расширили, построили парадные гранитные входы на три бульвара - Петровский, Рождественский и Цветной.

7. Рождественский бульвар

Бульвар круто поднимается от Трубной площади, он, как и Петровский, расположен на береговом склоне реки Неглинной, название получил от основанного в конце XIV в. Рождественского монастыря, строения которого видны на подъеме с правой стороны.

Вправо   от  Рождественского   бульвара  уходит  улица Рождественка, влево - Трубная улица, известная до революции как


гнездо уголовников. На левом проезде бульвара возвышается шеренга больших доходных домов конца прошлого - начала нашего века (№ 15, 17,19). На внутреннем проезде сохранились постройки XVIII столетия.

Дом № 12 - бывшая княжеская усадьба Голицыных, позднее перешедшая к отцу декабристов М.А. и И.А. Фонвизиных, которые создали здесь московский центр декабристского движения. В 1870-х гг. новая владелица Н.Ф. фон Мекк произвела перестройку усадьбы и превратила ее в роскошный дворец с 50 комнатами. Ныне здесь  размещается  Государственный  Комитет  Российской Федерации по рыболовству.

Чуть выше дом № 14 — особняк пушкинских времен, где в 1830-1840-х годах московские писатели собирались на «четверги» у владельцев   дома   Павловых,   здесь   состоялась   встреча представителей московской литературной общественности с М.Ю. Лермонтовым, уезжавшим в ссылку на Кавказ. Соседнее здание - особняк конца XVIII столетия, сильно искаженный позднейшими перестройками. Мемориальная доска сообщает, что в 1933-1943 гг. здесь жил известный советский поэт-сатирик Демьян Бедный.

У сретенских ворот церковь Успения в Печатниках, построенная в XVII в. жителями слободы, мастерами Печатного двора.

8. Сретенский бульвар

Бульвар начинается у Сретенских ворот, это самый короткий отрезок кольца -214м.

На правом проезде возвышается крупнейший в Москве начала XX века доходный жилой дом из двух многоэтажных корпусов, построенный в 1902 г. страховым обществом «Россия» (архитектор Н.М. Проскурин), стилизованный под поздний ренессанс. Бульвар заканчивается Тургеневской площадью.

9. Чистопрудный бульвар

Чистопрудный бульвар - второй по длине после Тверского. У входа на бульвар в 1959 году открыт памятник А.С. Грибоедову.

Название бульвар получил от Чистого пруда. По преданию места у Чистого пруда (ранее Поганого) связаны с зарождением Москвы - якобы здесь было село, принадлежавшее боярину Степану Кучке.


Когда князь Юрий Долгорукий был в этих местах, боярин «не почте великого князя подобающею честию, яко же довлеет великих княземь, но и поносив ему к тому жъ». Тогда князь повелел боярина убить, а тело бросить в пруд, отчего он стал называться Поганым. Это легенда, но в ней упоминаются исторические лица.. Известно, что в числе убийц сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, были сыновья боярина Кучки, «Кучковичи», и его зять, отомстившие таким образом за смерть боярина. Известно также из летописей, что Москва в ХП столетии называлась Кучковым. «...Идоша с нимъ до Кучкова рекше до Москвы»,- писал летописец.

Есть предположение, что название «Поганый пруд» уходит корнями в седую древность, в те времена, когда в этих краях вводилось христианство и уничтожали языческих («язычник» по латыни «раgаnus», отсюда и слово "поганый") идолов, бросая их в воду (вспомним хотя бы известный летописный рассказ о том как, статую Перуна сбросили в Днепр).

В прошлом веке утвердилось мнение, что свое название пруд получил оттого, что в него сваливали отбросы с мясных боен, стоявших поблизости на Мясницкой улице. Но эта версия у некоторых ученых вызывает сомнение, ибо слобода мясников находилась на значительном расстоянии от пруда, в районе улицы Сретенки и внутри стен Белого города, в то время как пруд был по другую сторону крепостных стен.

С этим местом связана трагедия времен Ивана Грозного: 25 июля 1570 г. здесь были подвергнуты мучительной казни 120 человек -бояр и служилых людей, обвиненных царем в «великих изменных делах».

Купив в конце ХVII века большую усадьбу рядом с прудом, А.Д. Меньшиков приказал пруд вычистить, и с тех пор он называется Чистым.

Дом № 8 на правой стороне бульвара, стоящий за оградой в глубине двора, имеет современный вид. Но, присмотревшись к каменным воротам, к огибающему центральную клумбу проезду, ведущему от ворот к входу, к выдвинутому на улицу боковому флигелю, можно узнать характерные черты дворянской усадьбы ХVIII века. Свой современный вид главный корпус приобрел в 1956 году. Двухэтажное строение, сохранившее вестибюль пушкинских времен, было надстроено четырьмя этажами и заново облицовано.

Вдоль бульвара далее находятся несколько зданий, построенных или надстроенных  в  1930-1940-е годы,  среди них -административный корпус конструктивистского характера (дом № 12а). Сейчас в здании расположен фонд Ролана Быкова.


Привлекает внимание также дом № 14, фасад которого украшен художником С.И. Вашковым стилизованными в древнерусской манере рельефными изображениями сказочных зверей и растений (1900-е гг., надстроен в 1945 г.).

Красивое здание со стилизованной под античную колоннадой на другой стороне бульвара (д. № 19а) построено в 1912-1914 гг. известным архитектором Р.И. Клейном для кинотеатра «Колизей». После реконструкции здание в 1970-х гг. передано драматическому театру «Современник».

Рядом, в доме N 23, отмеченном мемориальной доской, жил выдающийся кинорежиссер С.М. Эйзенштейн - создатель фильмов «Броненосец Потемкин», «Иван Грозный» и др.

За прудом, между двумя проездами бульвара, стоит еще одна из четырех уцелевших гостиниц с «одинаковой фасадою», она сохранилась лучше других и отмечена памятной доской «бывшая Гостиница у Покровских ворот построена в 1799 -1802 гг. по проекту выдающегося зодчего Василия Петровича Стасова».

Чистопрудный бульвар заканчивается у Покровских ворот/где Бульварное кольцо пересекает улицу Покровка.

10. Покровский бульвар

В начале бульвара протянулось на 200 метров массивное здание бывших Покровских казарм (дом № 3) с тяжеловесным портиком из восьми колонн дорического ордера. Казармы построены в конце XVIII века, а после пожара 1812 года восстановлены. Перед казармами в ту пору был большой плац для воинских учений, и зеленых посадок не существовало. Аллея Покровского бульвара между Хохловской площадью и казарменным переулком - самый молодой участок Бульварного кольца, ее рождение датируется 1954 годом, когда воинский плац был упразднен и вдоль казарм открыли проезд для транспорта.

Рядом с надстроенным в 1933 году зданием казарм, на углу Казарменого переулка стоит необычного вида дом (№ 5), его фасады прорезаны узкими вертикальными щелевидными окнами. Это одна из первых в Москве автоматических телефонных станций, построенная в 1929 году.

Далее простирается старая часть Покровского бульвара, распланированная в 1820-х годах. Спускающаяся под уклон аллея чуть изогнута. Слева дом № 7 - бывшая усадьба, построенная в 1816 году в стиле ампир. С 1921 года усадьба передана посольству


Ирана. Модернизация фасада в 1966 году, к сожалению, лишила интересный памятник архитектуры многих ее достоинств.

На углу улицы Воронцово поле и Покровского бульвара находится здание старейшего в стране военного учебного заведения, ныне Военно-инженерной академии им. В.В.Куйбышева. Здание было построенное в 1801 году архитектором М.Ф. Казаковым для дворянской семьи Дурасовых. Вместе с надворными постройками, флигелями и обширным садом усадьба занимала целый квартал. Главный дом - дворец в стиле классицизма с шестиколонным портиком, реставрированный в начале 1950-х годов. На его фасаде восстановлены утраченные за долгие годы прекрасные казаковские балконы и лепные медальоны.

На четной стороне бульварного проезда интересен дом № 8, построенный в 1910 году для женской гимназии (архитектор Д. Д. Зверев), в котором ныне — издательство «Советская энциклопедия». К нему примыкает небольшой старинный сад, во второй половине ХVШ века принадлежавший межевой канцелярии.

В доме № 18 около 45 лет, до 1957 г., прожил писатель Н.Д. Телешов.   Он  был  инициатором  создания  литературно-художественного кружка «Среда», членами которого были Л.Н. Андреев, И.А. Бунин, А.С. Серафимович, В.В. Вересаев, А.М. Горький, А.И. Куприн и др. Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов были его почетными членами.

Вправо от бульвара вниз, к Солянке, идет Подкольный переулок. Некогда здесь находилось страшное московское «дно» - Хитров рынок.

^

11. Яузский бульвар

Он спускается к Яузским воротам, близ которых Яуза впадает в Москву-реку, это последнее звено Бульварного кольца. Его узкая зеленая алея живописно изгибается, следуя по сложному рельефу местности. В начале бульвара с правой стороны возвышается монументальный жилой дом, созданный по проекту известного зодчего И.А. Голосова (№ 2/16). Один его корпус выходит на Подкольный переулок, он построен в 1936 году, другой (1941) - на бульварный проезд, дома соединены большой парадной аркой, украшенной скульптурными фигурами горняка с отбойным молотком и колхозницы со снопом и винтовкой (автор А.М. Лавинский).

Из старых построек отметим два дворянских особняка конца XVIII в. №10 и 16; в первом провел детство поэт В.Я. Брюсов.


III. Заключение

Итак, наше путешествие по бульварному кольцу подошло к концу. Мы прошли все десять бульваров, обращая внимание на знаменитые дома и памятники. Но мы не заходили в лабиринт переулков, примыкающих к бульварам, хотя они содержат очень много знаменитых построек. Пришлось ограничиться темой бульварное кольцо, иначе бы  реферату не было бы конца. Бульвары меняются с каждым годом, мои родители видели их совсем другими. Интересно, какими же эти бульвары увидят мои дети?