Несмотря на значительные трудности, которые испытывают многие отрасли России,
Московский метрополитен - важная транспортная отрасль столицы - сегодня не только
поддерживает основную материальную базу, но и активно развивается.
О перспективах московского метро в ЮЗАО мы говорим с начальником Московского метрополитена
Дмитрием Гаевым. - Дмитрий Владимирович, несмотря на серьезное недофинансирование
со стороны федерального бюджета, московскому метро удается строить новые линии
и открывать новые станции.
- Средств, действительно, федеральным бюджетом выделяется мало, сегодня это 20%
от объема общей потребности, а были годы, когда этот показатель не превышал 8-12%.
И если бы не активная поддержка Правительства Москвы, то метрополитену жить было
бы крайне сложно, так как объем наших собственных доходов недостаточен.
- Каким образом формируются средства для покрытия расходов метрополитена?
- Процедура следующая: мы формируем смету затрат на поддержание и развитие метро,
вычитаем из нее сумму предполагаемых собственных доходов и возмещение из федерального
бюджета, а оставшуюся сумму просим у Правительства города. Правительство выходит
на Московскую городскую Думу, которая при принятии бюджета учитывает запросы метрополитена.
Определенное время назад мэром города было принято решение о направлении части
средств из дорожного фонда, и сегодня это еще и прямое финансирование, поскольку
метрополитен из бюджета города Москвы финансируется теперь и отдельной строкой.
Это очень важное решение московских властей, поскольку строка в бюджете - это
гарантированное выделение предусмотренных нашими сметами сумм. Не могу не сказать
слова благодарности нашему мэру - Юрию Михайловичу Лужкову, Правительству Москвы
и Московской городской Думе. Среди депутатов особо хотелось бы выделить Андрея
Вячеславовича Широкова - председателя Комиссии по нормативной базе городской инфраструктуры,
без активной позиции которого, а если конкретнее, без настойчивости при решении
вопросов, связанных со строительством новых линий и введением новых станций, многие
вопросы не были бы решены так, как они решаются сегодня.
Если Вы помните, в начале 90-х годов в Москве была предпринята политика активного
строительства метро, но известные события в государстве не позволили реализовать
эту идею. Сегодня концепция строительства метро иная: если можно так выразиться,
концепция реального строительства, которое позволяет вводить в эксплуатацию линии
по определенным направлениям.
- Сейчас много говорят о проекте «легкого метро», которое решит транспортные проблемы
жителей новых районов на юге Москвы. Расскажите немного об этом.
- Да, на этом направлении уже введена в эксплуатацию станция метро Улица Академика
Янгеля, в декабре начнет работать станция метро Аннино, в следующем году будет
открыта станция метро «Бульвар Дмитрия Донского», а в 2003 - линия легкого метро
примет пассажиров в Южном Бутове. Уже сегодня мы ведем переговоры с Мытищами об
освоении выпуска новых вагонов с дополнительной системой обогрева и вентиляции.
Эти вагоны будут отличаться от привычных вагонов метро. Они на 6 метров короче
обычных (длина обычного вагона метро - 20 метров), что позволит значительно уменьшить
радиусы поворота, а это улучшит маневренность поездов, - как вы понимаете, важное
качество в условиях города. Поезда смогут обслуживать до 25000 человек в час.
И еще важная деталь - 65% жителей Южного Бутова будут находиться в зоне доступности
легкого метро. Вышел из дома - и сразу оказался в метро. Все это приведет к разгрузке
других видов транспорта и, как следствие, к экономии бюджетных средств города.
Общая протяженность линии легкого метро Южного Бутова составит 7 километров, здесь
будут открыты станции Бульвар Дмитрия Донского, Бульвар Адмирала Ушакова, Поляны,
Детский парк, Бунинская аллея, Чечерский проезд. Как я уже говорил, жители района
смогут пользоваться этим маршрутом в 2003 году.
Еще я хотел бы отметить, что метро в такой форме - проект, на мой взгляд, очень
перспективный. Срок его строительства уменьшается до трех лет вместо пяти, а инвестиций
на один километр линии потребуется 17 миллионов долларов вместо 30. При удачной
реализации проекта в такой форме этот опыт можно будет перенести и на другие районы
города.
И еще одна важная для москвичей новость: планируется в перспективе соединить станцию
метро Бульвар Дмитрия Донского со станцией метро Битцевский парк. Все работы предполагается
провести под землей, не нарушая природного ландшафта - с одной стороны, и не вмешиваясь
в корневую систему деревьев парка - с другой. Так что жители Северного и Южного
Бутова смогут пользоваться двумя линиями метро.
С.Владимиров