Несмотря на значительные трудности, которые испытывают многие отрасли России, Московский метрополитен - важная транспортная отрасль столицы - сегодня не только поддерживает основную материальную базу, но и активно развивается.
О перспективах московского метро в ЮЗАО мы говорим с начальником Московского метрополитена Дмитрием Гаевым. - Дмитрий Владимирович, несмотря на серьезное недофинансирование со стороны федерального бюджета, московскому метро удается строить новые линии и открывать новые станции.
- Средств, действительно, федеральным бюджетом выделяется мало, сегодня это 20% от объема общей потребности, а были годы, когда этот показатель не превышал 8-12%. И если бы не активная поддержка Правительства Москвы, то метрополитену жить было бы крайне сложно, так как объем наших собственных доходов недостаточен.
- Каким образом формируются средства для покрытия расходов метрополитена?
- Процедура следующая: мы формируем смету затрат на поддержание и развитие метро, вычитаем из нее сумму предполагаемых собственных доходов и возмещение из федерального бюджета, а оставшуюся сумму просим у Правительства города. Правительство выходит на Московскую городскую Думу, которая при принятии бюджета учитывает запросы метрополитена. Определенное время назад мэром города было принято решение о направлении части средств из дорожного фонда, и сегодня это еще и прямое финансирование, поскольку метрополитен из бюджета города Москвы финансируется теперь и отдельной строкой. Это очень важное решение московских властей, поскольку строка в бюджете - это гарантированное выделение предусмотренных нашими сметами сумм. Не могу не сказать слова благодарности нашему мэру - Юрию Михайловичу Лужкову, Правительству Москвы и Московской городской Думе. Среди депутатов особо хотелось бы выделить Андрея Вячеславовича Широкова - председателя Комиссии по нормативной базе городской инфраструктуры, без активной позиции которого, а если конкретнее, без настойчивости при решении вопросов, связанных со строительством новых линий и введением новых станций, многие вопросы не были бы решены так, как они решаются сегодня.
Если Вы помните, в начале 90-х годов в Москве была предпринята политика активного строительства метро, но известные события в государстве не позволили реализовать эту идею. Сегодня концепция строительства метро иная: если можно так выразиться, концепция реального строительства, которое позволяет вводить в эксплуатацию линии по определенным направлениям.
- Сейчас много говорят о проекте «легкого метро», которое решит транспортные проблемы жителей новых районов на юге Москвы. Расскажите немного об этом.
- Да, на этом направлении уже введена в эксплуатацию станция метро Улица Академика Янгеля, в декабре начнет работать станция метро Аннино, в следующем году будет открыта станция метро «Бульвар Дмитрия Донского», а в 2003 - линия легкого метро примет пассажиров в Южном Бутове. Уже сегодня мы ведем переговоры с Мытищами об освоении выпуска новых вагонов с дополнительной системой обогрева и вентиляции. Эти вагоны будут отличаться от привычных вагонов метро. Они на 6 метров короче обычных (длина обычного вагона метро - 20 метров), что позволит значительно уменьшить радиусы поворота, а это улучшит маневренность поездов, - как вы понимаете, важное качество в условиях города. Поезда смогут обслуживать до 25000 человек в час. И еще важная деталь - 65% жителей Южного Бутова будут находиться в зоне доступности легкого метро. Вышел из дома - и сразу оказался в метро. Все это приведет к разгрузке других видов транспорта и, как следствие, к экономии бюджетных средств города.
Общая протяженность линии легкого метро Южного Бутова составит 7 километров, здесь будут открыты станции Бульвар Дмитрия Донского, Бульвар Адмирала Ушакова, Поляны, Детский парк, Бунинская аллея, Чечерский проезд. Как я уже говорил, жители района смогут пользоваться этим маршрутом в 2003 году.
Еще я хотел бы отметить, что метро в такой форме - проект, на мой взгляд, очень перспективный. Срок его строительства уменьшается до трех лет вместо пяти, а инвестиций на один километр линии потребуется 17 миллионов долларов вместо 30. При удачной реализации проекта в такой форме этот опыт можно будет перенести и на другие районы города.
И еще одна важная для москвичей новость: планируется в перспективе соединить станцию метро Бульвар Дмитрия Донского со станцией метро Битцевский парк. Все работы предполагается провести под землей, не нарушая природного ландшафта - с одной стороны, и не вмешиваясь в корневую систему деревьев парка - с другой. Так что жители Северного и Южного Бутова смогут пользоваться двумя линиями метро.
С.Владимиров