Удивительно, что даже еще не все москвичи знают о том, что в столице появился
Музей современного искусства. Он был торжественно открыт 15 декабря 1999 года.
Необходимость его создания назрела давно и неоднократно обсуждалась в кругах искусствоведов
и арт-критиков. Тем не менее, история создания музея современного искусства восходит
к 20-м годам ХХ века - тогда эту роль выполнял знаменитый Музей нового западного
искусства, который по идеологическим причинам был закрыт еще в 30-х годах.Новосозданный
Московский музей современного искусства разместился в особняке, построенном в
конце XVIII века гениальным русским архитектором М.Казаковым. Здание некогда принадлежало
уральскому купцу и промышленнику М.Губкину. Особняк, сам по себе являющийся выдающимся
памятником московского классицизма, со временем пришел в аварийное состояние и
только с передачей в музейное назначение он обрел новую жизнь: отреставрирован
с сохранением всех дошедших до нас интерьеров, приспособлен для выставочной экспозиции.
Основой собрания музея послужила коллекция русских и зарубежных мастеров ХХ века,
собранная З.Церетели.
Большая часть этой коллекции, как и само здание, приобретенное Зурабом Константиновичем
на личные средства, переданы в собственность города.
В настоящее время, экспозиция и запасники музея содержат более 2000 произведений.
Это количество постоянно растет, благодаря закупкам на аукционах и работам, преподнесенным
в дар.
Музейная концепция предполагает подачу образа искусства ХХ века в целом - без
купюр и тенденциозностей. Подобно характеру самого столетия, экспозиция построена
на контрастах и противопоставлениях. Принципиальным для музея является параллельное
рассмотрение художественных событий в мире и в России, что позволяет подчеркнуть
единство развития мировой культуры и выявить роль отечественного искусства в жизни
современного арт-сообщества.
В музее представлены произведения многих западных мастеров, работы которых отсутствуют
в других российских коллекциях. Наиболее богатой частью собрания можно назвать
авторскую графику. Здесь зритель встретит имена Пикассо и Миро, Дали и Де Кирико,
Кампильи и Леже, многих других известных художников. В музейную экспозицию входят
современная европейская скульптура и пластические объекты, в том числе произведения
мастеров последних десятилетий: Армана, Помодоро, Такиса.
Конечно, главное внимание уделено российским мастерам. Отечественное искусство
представлено во всем многообразии направлений: от предреволюционного авангарда
вплоть до радикальных течений самого последнего времени.
Музей вправе гордиться богатым собранием работ русских художников-нонконформистов,
противостоявших официальной художественной идеологии. Среди них - имена Владимира
Немухина, Эдуарда Штейнберга, Оскара Рабина, Дмитрия Краснопевцева и других.
Среди новых музейных поступлений большой интерес у зрителя вызывают объекты и
инсталляции мастеров так называемого «актуального» искусства, художников-концептуалистов
Олега Кулика, Айдан Салаховой, Александра Бродского.
Московский музей современного искусства задуман как многофункциональный социо-культурный
комплекс, в задачу которого входит и широкая просветительская деятельность. При
музее успешно работает Школа современного искусства «Свободные мастерские». Она
призвана как возродить педагогические традиции, так и построить образовательный
процесс на совершенно новых экспериментальных программах, основанных на новейших
методиках и технологиях.
Одной из характерных особенностей Музея является его выставочная политика. Уже
с первых месяцев существования идет интенсивная работа по воплощению в жизнь интереснейших
проектов, среди которых серия тематических выставок «Художники Санкт-Петербурга
в Москве», «Молодежь и авангард», «Новые имена - новые открытия». Совсем недавно
в Музее состоялась грандиозная акция «Дворец тысячелетий или дары разрушения»
с участием тибетских монахов, продемонстрировавших (впервые в Москве) искусство
создания песочной мандалы. В июне 2000 г. в гостях у музея побывали художники
из Баварии с выставкой «2115 км», которая продемонстрировала москвичам новые тенденции
в современном немецком искусстве.
Созданию музея предшествовала жесткая полемика, было большое количество скептических
отзывов. Теперь, по прошествии некоторого времени, даже для самых непримиримых
оппонентов стало ясно: Музей живет динамичной творческой жизнью, ставит актуальные
задачи, решает их и все активнее демонстрирует свою значимость и авторитет.
В.ПРОХОРОВ,
ведущий научный
сотрудник музея