Более
ста лет назад эта местность связывалась в сознании москвичей главным образом
со знаменитым учебным заведением, готовившим кадры агрономов, животноводов,
землеустроителей. Да и теперь всем хорошо знакома Московская сельскохозяйственная
академия имени К.А. Тимирязева. Так что история Петровско-Разумовского – это
во многом история Тимирязевки, как любовно называют у нас это одно из старейших
учебных заведений страны.
Сама местность поражает впервые попавшего сюда москвича своей необычностью,
так и хочется сказать: уголок живой природы, чудом сохранившийся в урбанизированной
до крайности современной Москве. До сих пор сохранился лес, сохранились поля,
выгоны для скота, старинная архитектура учебных корпусов академии… Где еще в
Москве увидишь переливающиеся под ветерком поля золотистой пшеницы, фруктовые
сады, пасущихся коров или табун лошадей!
До Петровско-Разумовского можно добираться на трамвае, который позволит погрузиться
в атмосферу начала двадцатого столетия, когда на этой же линии, тогда еще парового
трамвая, работал кондуктором будущий знаменитый литератор, певец русской природы
Константин Георгиевич Паустовский. До сих пор сохранился старинный павильон
паровичка на Красностуденческом проезде.
Начиналась история этого уголка с небольшой пустоши на речке Жабенке, притоке
Лихоборки, принадлежавшей князьям Шуйским, затем Прозоровским, а затем перешедшей
в собственность родственников царя Петра Великого – Нарышкиных. Бабка Петра
Анна Леонтьевна пожертвовала в 1683 г. десять четвертей земли под строительство
храма во имя святых апостолов Петра и Павла, небесных покровителей будущего
русского императора. Отсюда и пошло название Петровское. В царствование Анны
Иоанновны село досталось в приданое двоюродной племяннице Петра Екатерине Ивановне,
выданной замуж за графа Кирилла Григорьевича Разумовского. Так получилось Петровско-Разумовское.
При Разумовском крестьяне построили плотину на реке Жабне, и образовался живописный
каскад прудов, известных сегодня под названием Академических или Больших Садовых.
Пруды отделяют постройки академии от большого лесного массива, который окультуривался
несколькими поколениями лесоводов академии и получил уникальный для Москвы статус
Лесной опытной дачи.
Но вернемся в древнюю усадьбу, на территории которой полтора столетия назад
расположились корпуса и угодья академии. Главный дом усадьбы, выстроенный в
виде замкнутого каре с обширным внутренним двором, находился там, где теперь
проходит Тимирязевская улица. Строительством усадьбы в пятидесятые годы восемнадцатого
столетия занимался известный петербургский архитектор Филипп Кокоринов. Обветшавший
со времен Разумовских главный дом прекратил свое существование еще в середине
девятнадцатого века, и на его фундаменте в шестидесятые годы другой знаменитый
зодчий – Николай Бенуа выстроил роскошное здание в стиле барокко. Официально
оно числится сегодня десятым корпусом академии, но местные жители до сих пор
называют его дворцом. Он увенчан часами и колоколом, отбивающим время каждый
час, а в выпуклых стеклах фасада, изготовленных еще в прежние времена по специальному
заказу в Финляндии, отражаются лучи заходящего со стороны парка солнца.
Террасный парк устроен по классическому образцу французских регулярных парков.
Центральная аллея, ведущая от пруда ко дворцу, пересекается симметрично проложенными
поперечными и диагональными дорожками. Верхняя терраса отделена специальной
террасной стенкой, на пилонах ограждения которой при Разумовских стояли бюсты
римских императоров – как в подмосковном Архангельском, но до нас они не дошли.
Зато на предыдущей террасе уже в наше время были установлены перенесенные из
городской усадьбы Разумовских четыре аллегорические скульптуры «Времена года»
– по образцу существовавших когда-то. Ближе к воде сохранилось со времен Кирилла
Григорьевича Разумовского старинное здание грота – декоративное сооружение,
поверх которого когда-то находился павильон, из которого гости усадьбы любовались
панорамой прудов и окрестностей. Есть легенда о том, что именно в этом гроте
поздней осенью 1869 года произошло потрясшее всю Россию убийство членами тайной
организации «Народная расправа» («нечаевцами») студента академии Иванова. Эти
события легли в основу известного романа Ф.М. Достоевского «Бесы». Парковый
грот – одно из самых ранних дошедших до нашего времени сооружений Петровско-Разумовского.
Познакомимся теперь с другими памятниками Петровской академии. Архитектурное
ядро композиции вместе с главным аудиторным корпусом, выходящим фасадом на нынешнюю
Тимирязевскую улицу, составляют так называемые здания циркумференций – общежитий.
Название связано с их закругленной, ломаной в плане формой. Построены они были
на фундаменте крыльев главного дома уже в XIX столетии, но вышло так, что новая
композиция оказалась ориентирована отчасти на прежнее планировочное решение,
поскольку здания общежитий образовали своего рода «ворота», ведущие со стороны
Лиственничной аллеи к главному учебному корпусу. Внутри образовался небольшой
скверик, в котором установлен памятник Клименту Аркадьевичу Тимирязеву – работа
скульптора М. Страховской. Выдающийся ученый в области физиологии растений К.А.
Тимирязев преподавал в академии с 1872 по 1894 годы, а одно время и жил на ее
территории, что само по себе было типично для того времени. Его деревянный дом
находился на въезде на территорию академии со стороны центра, но, к сожалению,
до нашего времени не дошел. Сохранился дом, в котором жил первый садовник академии,
чье имя теперь носит Дендрологический сад – Роберт Иванович Шредер. На левом
здании бывших общежитий мемориальная доска напоминает о том, что здесь жил в
годы учебы в академии знаменитый русский писатель Владимир Галактионович Короленко.
В какой-то мере представить общий дух архитектуры утраченного главного усадебного
дома позволяет соседствовавший с ним и дошедший до нашего времени так называемый
Конный двор, позднее более известный под названием фермы. Прямоугольное в плане
здание построено в виде замкнутого каре, восточная часть которого имеет в себе
проездную арку. Сейчас здесь расположена лаборатория кафедры молочного животноводства.
А.СВЯТОСЛАВСКИЙ,
к.и.н.