Недра Кремля овеяны романтикой. «Под землей в Кремле тайники и палаты великие,
полны сундуков до сводов, а двери у тех палат железные, на них замки превеликие
да печати на проволоке свинцовые». Такими словами увлек молодого Петра I авантюрист
Конон Осипов. Долго велись раскопки по всему Кремлю, но... безуспешно. В XIX
веке поисками кремлевских кладов увлекался директор Оружейной палаты князь Н.
С. Щербатов. В сороковых годах ХХ века много сил и энергии потратил на розыски
библиотеки Ивана Грозного неистовый кладоискатель И.С.Стеллецкий.
Только в самое последнее время в Кремле были проведены широкие и планомерные
археологические исследования, пролившие новый свет на историю Кремля.
Интересная находка
Знаем ли мы, что находилось на месте современного Дворца съездов в древности?
При строительстве нового дворца в самом центре котлована были открыты следы
кладки интереснейшего памятника древнерусского зодчества - палат царицы Натальи
Кирилловны Нарышкиной. Кладки - опоры столбов и фундаменты стен - состояли из
плотно подогнанных каменных блоков, положенных "крестовым способом".
Здесь же были обнаружены разнообразные керамические детали: резной камень, фасонный
кирпич, керамические плитки, черепица, слюда от оконниц.
Царица Наталья
Дочь мелкопоместного тарусского дворянина, Наталья Кирилловна Нарышкина в 1671
году, девятнацати лет от роду, стала женой царя Алексея Михаловича Романова,
и в 1672 году у нее родился сын Петр.Царица отличалась веселым, живым нравом.
Была высокого роста, с черными глазами навыкат, звонким голосом, движения ее
отличались грациозностью.
После смерти Алексея Михайловича Нарышкиной пришлось вступить в борьбу за власть
с многочисленными Милославскими. После кровавого стрелецкого бунта 1682 года,
во время которого было истреблено большинство сторонников Нарышкиной и ее родственников,
Наталье Кирилловне пришлось уступить первенство царевне Софье. Опала царицы
продолжалась до торжества царевича Петра над Софьей в 1689 году. Умерла вдова-царица
сравнительно молодой, на 42 году жизни.
Терем опальной вдовы
Палаты молодой царицы были построены в Кремле к северу от Теремов через два
года после рождения царевича Петра. В 1679 году, когда ребенок подрос, были
построены новые, более просторныепомещения. Палаты неоднократно выгорали во
время кремлевских пожаров, но неизменно востанавливались. Лишь после майского
пожара 1737 года дворец решили не восстанавливать. А в 1753 году, в связи со
строительством В.Растрелли Зимнего дворца в Кремле, остатки хором были разобраны,
место выровнияли. И только нижний ярус здания остался в земле в ожидании будущих
археологов.
К сожалению, изображения палат на старых рисунках не сохранилось, их облик восстановлен
путем обработки археологических материалов.
Хоромы царицы располагались на внутреннем государевом дворе и переходами соединяли
нынешний Теремной дворец с палатами царевен, примыкавшими к Патриаршему дому.
Помещения были деревянными, но на "каменных стенах и столбах". К концу
17 века устройство деревянных жилых надстроек над каменными было строжайше запрещено
царским указом и дворец царицы стал одним из последних зданий 17 века такого
вида. Он стоял на склоне Кремлевского холма и имел два каменных этажа и три
деревянных.
В гостях у царицы
Длина комнаты Натальи Кириолловны составляла 18,78 м. Общие размеры палат таковы:
в длину 42,6 м, в ширину 27,7 м. Расстояние от палат до Теремного дворца - 21,3
метра. Внутренняя планировка покоев была достаточно проста - комнаты, одинаковые
по размеру, следовали одна за другой: передняя палата, престольная палата, опочивальня,
крестовая палата (молельня).
Над покоями царицы располагались комнаты Петра. А над ними "верхние чердаки"
Натальи Кирилловны. Пол помещений был устлан зелеными сукнами, на окнах висели
темно-зеленые занавеси.
Оформлению интерьера придавалось важное значение, и убранство покоев было строго
увязано с зеленовато- бирюзовым цветом изразцовой печи. Хоромы были выполнены
в коричневых и зеленых тонах, что подходило положению вдовствующей царицы. Сочетался
с этой гаммой и колорит росписи стен. Роспись на темы евангельских притчей выполнили
известные живописцы Иван Безмин и Иван Салтанов.Вдоль стен стояли лавки и поставцы
с драгоценной посудой.
Уникальным украшением покоев был так называемый "рай" - дерево, расцвеченное
различными красками, на дереве сидит ангел с мечом, по сторонам дерева - фигурки
людей и зверей. "Рай" был убран зеркалами.
Детство царевича
С палатами матери связаны детские игры ПетраI. С самых ранних лет рос он в окружении
своих сверстников -"робяток". Уже четырех лет от роду Петр являлся
"полковником" потешного "Петрова полка". В 1682 году около
палат была поставлена потешная площадка, на которой стоял потешный деревянный
шатер и потешная изба. Здесь же были деревянные пушки, из которых стреляли кожаными
ядрами.
Многие из простых народных игрушек, которыми пользовались "робятки",
были найдены при раскопках - глиняные фигурки, свистульки. Дети немилосердно
били в потешные барабаны, пробивая их насквозь - как видно из документов, барабаны
довольно часто отправляли в Оружейную палату для починки.
Удивительный ансамбль
В ансамбль царицыных палат входила домовая церковь Петра и Павла, построенная
на столбах и сводах нижних этажей в 1694 году. Это была каменная трехапсидная
пятиглавая церковь с золочеными главами и крестами. Церковь соединялась переходами
с жилыми покоями. К востоку от алтаря храма на кровле подклета была расположена
площадка с висячим садом. Основа сада была сделана из свинца, которого пошло
640 пудов. Сверху основы была насыпана просеянная земля слоем 89 см. В саду
росли плодовые и ореховые деревья. Здесь же были грядки и ящики для цветов -
к зиме их закрывали войлоком и рогожей. Под садом и церковью находилась Судейская
палата, а также палаты, в которых хранилась "казна" - платья и драгоценные
уборы. Прекрасным порталом, украшенным резным камнем, был оформлен вход в Судейскую
палату.
В самом нижнем этаже нарышкинских палат, который выходил на запад, жили "государевы
богомольцы" и находилась Мастерская царицына палата.
Итак, многоэтажные палаты с шатрами, крыльцами, гульбищами, садом, декоративным
убранством представляли весьма живописный и удивительный ансамбль. До нас не
дошло имя зодчего, руководившего постройкой палат, но тем более ценны сохранившиеся
в росписях имена плотников Никитки Перфильева, Нефедки Гаврилова, Васьки Степанова
и других.
Т.Иванова