Загородная дворянская усадьба конца XVIII - первой трети XIX столетия в силу
универсальности своего назначения представала одновременно роскошной резиденцией
аристократа, сельским культурным салоном, кабинетом просвещенного дворянина,
приютом поэта, ученого, философа, многофункциональным хозяйством и патриархальным
семейным очагом.
А.А.Фет писал: «Что такое дворянская усадьба с точки зрения нравственно-эстетической?
Это «дом» и «сад», устроенные на лоне природы, когда человеческое едино с «природным»
в глубочайшем органическом расцвете и обновлении, а природное не дичится облагораживающего
культурного возделывания человеком, когда поэзия родной природы развивает душу
рука об руку с красотой изящных искусств, а под крышей усадебного дома не иссякает
особая музыка домашнего быта, живущего в смене деятельности труда и праздного
веселья, радостной любви и чистого созерцания».
В подмосковном Оста-
фьеве владелец усадь-
бы князь П.А.Вяземский создал особый микроклимат семейного очага. Его дети росли
и воспитывались в атмосфере любви и нежной заботы. Петр Андреевич большое значение
придавал воспитанию и обучению своих детей, с которыми в Остафьеве занимались
гувернеры, гувернантки, учителя. Они учили детей нескольким языкам: французскому,
английскому, немецкому, латинскому.
Русскому языку детей учили, используя в качестве учебных пособий «Письма русского
путешественника» и «Детское чтение» Н.М.Карамзина, произведения В.А. Жуковского.
Басни И.И. Дмитриева и И.А. Крылова, оды Г.Р.Державина выучивали наизусть. Сохранившиеся
тетради детей Вяземских по арифметике, геометрии, астрономии, физике, географии,
священной истории свидетельствуют о преподаваемых им науках. Особое внимание
уделялось изучению древней и новой истории, истории Отечества. При этом целью
являлось не только запоминание отдельных фактов, но размышление и рассуждение
над историческими примерами. Занимались с детьми каллиграфией. Они вели дневники,
писали письма. Детей также учили танцевать, играть на фортепиано, рисовать,
ездить верхом.
Жизнь летом в усадьбе определяла во многом распорядок дня и характер детского
досуга. Вставали рано. По воскресеньям, после обедни, отправлялись в лес на
прогулку, ходили за грибами. Днем в хорошую погоду играли в гимнастические игры,
иногда в компанию приглашали деревенских детей. В жаркие летние дни дети купались
в пруду, придерживаясь, по рекомендации князя, определенного режима в купаниях.
Жизнь в усадьбе определяла круг занятий хозяйки Остафьева - княгини В.Ф.Вяземской.
Большую часть своего времени она посвящала детям. Помимо этого она переводила
с ними страницы произведений Н.М.Карамзина с русского на французский . Княгиня
много читала, музицировала. Иногда ездила в гости к соседям, принимала их у
себя.
В отсутствие князя Вера Федоровна выполняла его указания, касающиеся работы
остафьевской суконной фабрики, различных хозяйственных дел, садовых работ. По
просьбе Петра Андреевича княгиня занималась приведением в порядок остафьевской
библиотеки.
Сохранившиеся в архиве письма управляющего князя П.А.Вяземского Диомида Федоровича
Муромцова за 1828-1831 гг. позволяют восстановить некоторые хозяйственные и
бытовые подробности жизненного уклада Вяземских в Остафьеве в этот период. В
них имеются сведения о том, как готовили остафьевский дом к приезду хозяев на
летний период: красили полы, рамы, в хорошие дни проветривали комнаты, ремонтировали
мебель, делали домашние заготовки. Найденные в архиве хозяйственные тетради
с кулинарными рецептами содержат множество способов приготовления пищи в домашних
условиях: среди них рецепты соления мяса, грибов, огурцов, приготовления блинов,
варений, мороженого, морсов, вина из разных ягод. Большая часть заготовок была
предназначена для хранения в погребе, который имелся в усадьбе.
Осенью 1830 года П.А.Вяземский много занимался литературной деятельностью, писал
биографию Фонвизина. Муромцов посылал ему писчую бумагу, чернила, перья, русские
и французские книги, московские, петербургские и французские газеты, журналы.
К Новому году управляющий отправлял в Остафьево шампанское, мятную водку, конфеты.
Общение с родственниками, друзьями, соседями являлось существенным элементом
жизненного уклада Вяземских в Остафьеве в 1-ой трети XIX столетия. Родственные
узы связывали Вяземских с владельцами усадьбы Филимонки, принадлежавшей Четвертинским.
Вяземские часто бывали у Четвертинских, принимали их у себя в Остафьеве.
Узы дружбы связывали Вяземских с владельцами других усадеб. Хозяин Петровского,
генерал и камергер Пушкин Алексей Михайлович вместе со своим родственником Василием
Львовичем Пушкиным играл в домашних любительских спектаклях в Остафьеве. Гостили
Вяземские у Орловых в их подмосковном имении Отрада-Семеновское, у князей Оболенских
в Троицком Подольского уезда, нередко посещали Трубецких в Знаменском, Волконских
в Суханове. Отношения сердечной дружбы и взаимной симпатии были у Вяземских
с сестрами Окуловыми, которые жили в усадьбе Никульское, смежной с Остафьевым.
По праздникам в усадьбу приезжало множество гостей. Традиционно широко отмечали
день Святой Троицы, день Петра и Павла, день рождения князя П.А.Вяземского,
именины княгини В.Ф.Вяземской, святки. К праздничным дням взрослым и детям дарили,
шили новую одежду.
Поездки из Остафьева в Москву, в имения родных, друзей, прогулки по живописным
окрестностям усадьбы совершались в различного рода экипажах. В хозяйстве имелись:
2 коляски, 2 дормеза, предназначенных для дальних путешествий и приспособленных
для сна в пути, тарантас, маленькие детские дрожки; для зимних поездок имелись
одни троечные крытые кожей санки, двое пароконных санок и одни одноконные. Хранились
экипажи в каретном сарае усадьбы. В конюшне стояли выездные лошади, а всего
в хозяйстве было 17 лошадей.
Уклад усадебной жизни был тесно связан с жизнью крестьян. Господская усадьба,
являясь многофункциональным хозяйством, существовала в окружении мира крепостных
и находилась с ним в постоянном и тесном взаимодействии. Установленный князем
порядок работы крестьян на фабрике, введенная им система поощрения и наказания
характеризуют его как честного и справедливого помещика и хозяина фабрики.
Усадьба Остафьево для ее владельца князя П.А.Вяземского была святым местом,
куда он всегда стремился душою: «...Должны в мире быть некоторые святыни, святые
места, недоступные гонению судьбы, чтобы сердце могло быть совершенно спокойно
за милых своих...»
Е.КУК,
с.н.с. музея-усадьбы
Остафьево
«Русский Парнас»