Возникновение села Сабурова.
В бытность Ионна Калиты
(1328-1359) на стремящейся к
централизации Руси Золотая Орда неизбежно подходила к периоду феодальной
раздробленности. Там начились междоусобные войны и война за земли. Спасаясь от
распрей, на политически более благоустроенную Русскую землю бежали многие
татары, чтобы поступить на службу к великому князю Московскому. Среди таковых
происходил татарин Чет-Мурза, решивший поселиться на Руси со своим семейством.
Сам он идти к князю не стал, но его внуки, Иван Годун и Федор Сабур поступили
на службу - в дальнейшем от них пойдут знаменитые боярские и княжеские династии
Сабуровых и Годуновых. Само слово "сабур" в переводе с татарского
означает "колючие растение, алоэ". Приняв подданство князя, Федор
участвовал и в Куликовской битве 1380 г. против соотечественников своего деда.
Но тем не менее, потомки Сабура так и не стали бы боярами, если бы не одно
обстоятельство. У Федора была внучка Соломония, отличавшаяся красивой
внешностью. По тогдашнему обычаю, когда великий князь задумывал жениться, к
нему приводили всех известных красавиц, между которыми он выбирал свою будущую
избранницу. Когда Соломония попала на такую церемонию, она приглянулась князю
Василию 111. В 1505г. состоялась их свадьба.
tc "В бытность Ионна Калиты (1328-1359)
на стремящейся к централизации Руси
Золотая Орда неизбежно подходила к периоду феодальной раздробленности. Там
начились междоусобные войны и война за земли. Спасаясь от распрей, на
политически более благоустроенную Русскую землю бежали многие татары, чтобы
поступить на службу к великому князю Московскому. Среди таковых происходил
татарин Чет-Мурза, решивший поселиться на Руси со своим семейством. Сам он идти
к князю не стал, но его внуки, Иван Годун и Федор Сабур поступили на службу - в
дальнейшем от них пойдут знаменитые боярские и княжеские династии Сабуровых и
Годуновых. Само слово \"сабур\" в переводе с татарского означает
\"колючие растение, алоэ\". Приняв подданство князя, Федор участвовал
и в Куликовской битве 1380 г. против соотечественников своего деда. Но тем не
менее, потомки Сабура так и не стали бы боярами, если бы не одно
обстоятельство. У Федора была внучка Соломония, отличавшаяся красивой
внешностью. По тогдашнему обычаю, когда великий князь задумывал жениться, к
нему приводили всех известных красавиц, между которыми он выбирал свою будущую
избранницу. Когда Соломония попала на такую церемонию, она приглянулась князю
Василию 111. В 1505г. состоялась их свадьба."
Через 60 лет (в 1571 г.)
резиденцию Ивана 1V, Александрову слободу, привезли около 1500 красавиц для царя,
чтобы он выбрал себе невесту. Среди привезенных была и Евдокия Богдановна, как
и Соломония, из рода Сабуровых. Ей не удалось стать женой Грозного - царь
женился на Марфе Собакиной, - одноко он ее приметил и вскоре женил на ней
своего сына Ивана Ивановича, После этого Сабуровы в лице Богдана Сабурова стали
боярами и получили в надел два участка: один близ села Коломенское, а другой -
в северном Подмосковье. Так возникло два одноименных села, названных в честь
новоявленных бояр. Первый раз на карте окрестностей Москвы они появились уже в
ХV1 веке. Началась непосредственно история Сабурова как населенного пункта.
Эпоха Бориса
Годунова.
С ХV1 столетия в Сабурове
идет оживленное строительство. Здесь уместно упомянуть о сельской церкви. Она
строилась в 1595 г. как привычное в то время сооружение в вотчинах бояр, была
сперва деревянной и называлась в честь Святого Ильи-Пророка. Строитель ее известен - это крестьянский прихожанин Илларион Андреев.
Впоследствии церковь получила имя Святого Николая Чудотворца. Позже церковь
перестраивается, теперь - из камня. Достроены новые приделы. Теперь она
перекликается с находящимися в енскольких километрах отсюда находящимся на
возвышенности ансамблем села Коломенского.
На последнем этапе своего
царствования Иван Грозный серьезно
психически заболевает и случайно в припадке гнева убивает своего сына
Ивана. По некоторой из версий, именно его жена Евдокия явилась причиной первой
ссоры между отцом и сыном, поэтому даже после смерти мужа она была сослана в
монастырь, где прожила до своей смерти в 1614 г. Однако с вступлением на
царский трон другого сына Ивана, федора, невластного и негибкого человека, к
власти приходят бояре Годуновы. Их дальние родственники Сабуровы приобретают
расположение будущего царя, а тогда фактического правителя, Бориса Годунова.
Однако их южная резиденция кажется им слишком опасной для пребывания там
из-за блтзости оппозиционного Годуновым села Коломенского, поэтому развивается
близлежащее село Борисово (именно тогда появляются Борисовские пруды). На
созданных прудах появилась каменоломня и платина с мельницей. Стало активно
расти строительство в Борисове, в прудах появляется беломорская рыба.
Начиная с царствования Петра
I, село теряет свое значение, как боярской вотчины, становясь обыкновенным
селением, поэтому увеличивается прирост населения в эти земли. К началу
послепетровской эпохи оно превысело 1000 человек, а количество дворов достигло
примерно 40. Числа демонстрируют факт превращения вотчины в большое село.
Х1Х век - "золотой
век" Сабурова.
С конца ХV111 в. натсупант
"золотой век" сабуровцев. Сельские земли быстро окультуриваются. К
Х1Х веку Сабурово славилось в окрестностях своими большими вишневыми и
яблочными садами. Вскоре сюда начинали приходить утомленные дачники, строившие свои
владения неподалеку, дабы совершить прогулку по ним и выпить любезно
предложенную крестьянином чашу чая. С пригорка открывался красивый вид на
Москву-реку, ровный левый берег, Борисовские пруды и Коломенское, тоже
превратившееся тогда в довольно красивый поселок. Церковь Николая Чудотворца
украшается и реставрируется. Сабурово становится все красиее, потому что Москва
развигает свои границы все блтже к этим поселениеям.
Помимо реставрации, церковь
потерпела реконструкцию. После нее здание стало иметь вид, который напоминал бы
нам ее сегодняшний облик. Конфигурация церкви была характерной для того времени:
трехчастный план и тридиционная композиция из разновеликих объемов четверика,
увенчанного трапезной, главой и колокольней, Еще в 1860-ых гг. были выстроены
приделы и заменены новыми трапезная с колокольней. В 1884 г. произошло
возобновление приделов (ремонт). В 1912 г. были разрешены проблемы отопления в
здании и прошел очередной ремонт.
В 1812 г. сабуровцы пережили
еще одну войну. Она не пренесла особого разрушения в село, т. к. его население
относилось нейтрально как к французам, так и к русским войскам. Завоевателям
выплачена положенная конрибуция, а жители села лтшь обогатились за счет мебели,
которую оставляли убегавшие мосвичи. В Сабурове побывал известный маршал
наполеоновской армии Мюрат, отведавший местной пищи, после чего отступил к
Подольску.
Сабурово в период лихолетий.
Черные годы церкви Св. Николая Чудотворца.
Наступил 1917 г. - и Сабурово
захватил круговорот србытий в стране. Если первые десятилентия все доставалось
хотя бы официально по-прежнему, то потом начали происходить крупные изменения.
Изменилась государственная идеология, и неизбежно встал вопрос о церкви.
Решением местных исполнительных органов то, что
строилось, создавалось веками, попало в опалу. В 1940 г. колокольня и глава
церкви были разобраны. Само здание, уже немного обветшавшее, было приспособлено
под мастерскую треста "Энергочермет". Мастерская фактически была
складом инвентаря, поэтому почти бесхозная церковь начала разрушаться как
естественно, так и при помощи рук человека: стали уноситься балки, кирпичи. Со
временем южный придел был полностью уничтожен. К зданию теперь относились не
как к памятнику искусства ХV1 в., а как к мастерской завода
"Полиматериалов". Да и церковь оно внешне уже почти не напоминало.
В 40-ых гг. над Сабуровым
пролетело дыханье Великой Отечественной войны. Как и везде в Подмосковье, в
1941 г. здесь начали строиться оборонительные сооружения. На месте брода,
отмеченного на немецких картах, были установлены противотанковые сооружения.
Однако, все обошлось достаточно благополучно, и село не пострадало от
завоевателей. Московская битва спасла не только москвичей, но и многих жителей
нашей страны.
Вхождение Сабурова в состав
г. Москвы.
Еще с 1938 г. в Сабурове
существовал рабочий поселок. Масква уже подступила к селу, и планировалось
что-то сделать с селом. Однако уже намного позднее войны был разработан
"Генеральный план развития и реконструкции Москвы". По нему на правом
берегу Москвы-реки - где находилось село Сабурово - предполагвлось создать парк
культуры и отдыха. На спуске к реке было задумано создать три террасы с кафе,
ресторанами, административными зданиями, кинотеатром, фонтанами. Московское
правительство (когда в 1960-ых гг. Сабурово вошло в состав Москвы) хотело
создать на месте древнего села рекреацинный центр для советских граждан;
подобные ему уже были созданы по Москве. Отсюда гуляющие легко могли бы попасть в парк Царицыно или
заповедник Коломенское, архитектурные памятники которых были сохранены лучше,
нежели церковь.
Однако все оказалось гораздо
более прозаично, нежели предполагалось ранее, Когда приблизилось время
реализации проекта, появились другие проблемы, которые заставили отказаться от
этой красивой идеи. В теперь большой Москве в геометрической прогрессии
увеличилось население, и маленькие сельские домишки Сабурова не могли вместить
большое количество человек. Они были снесены, а гору частично сровняли. Так
прекратило свое сеществование старинное село, бывшая боярская вотчина под
именем Сабурово.
Сабурово в канце ХХ века.
К 1988-89 гг. между
Москвой-рекой и Каширским шоссе был построен молодежный жилой комплекс многоэтажек
с названием бывшего села - "Сабурово". Жители были размещены в новых
семнадцати- и двадцатидвухэтажных зданиях, Кроме того, в микрорайоне были
построены общеоразовательная школа, здание РЭУ, аптека, парикмахерская,
поликлиника, детский сад, здание кабельного телевидения, магазины, немного
севернее еще с начала века пролегла Курская железная дорога с платформой
"Москворечье".
С того времени прошло ровно
десять лет. Что сделано за это время? Самое главное - реставрация церкви. Она
была передана Русскому православному духовенству и ныне представляет собой
действующий храм. Зданию возвращается вид начала ХХ века, площадка выровнена.
Многое для восстановления храма сделал настоятель - отец Василий, который
теперь ведет службы в нем. Теперь многие сабуровцы ходят в церковь.
Возрождается духовная культура местных жителей. К построенным ранее объектам прибавились почта, гаражи для машин. Сабуровцы и вообще москичи обустраивают можно будет обойтись без создания центра культуры, потому что он уже создается там, где мы живем. Нынешнее поколение сабуровцев активно занимается культурой. Созданы теперь многочисленные кружки и общественно-культурные организации для детей, спортивные секции, современные магазины. Из года в год все веселее и вместе с тем серьезнее проходят народные праздники и гулянья. Есть надежда, что это остается примером для следующего поколения сабуровцев. Если оно будет расти на продолжении традиций наших предков, знании и уважении своей истории и культуры и в то же время на постоянном улучшении качеств жизни, то и наша страница в истории Сабурова будет достойна ее.