ХVII веком
практически заканчивается история древнерусского искусства. Монументальное
строительство не сразу возобновилось после иноземной интервенции нач. ХVII века
и связанной с ней разрухи. Однако в дальнейшем архитектурно-строительная
деятельность быстро возрастала, и во второй половине ХV11 века ее размах
приобрел неожиданные до этого масштабы. В отличие от периода феодальной
раздробленности общерусские архитектурные связи теперь столь сильны, что можно
говорить о наличии на Руси единой архитектуры.
Для
московской группы характерны сложные композиции, центром которых является
бесстолпная церковь, перекрытая сомкнутым сводом. Снаружи она обычно
декорирована несколькими ярусами кокошников и увенчана пятиглавием. Однако
световой барабан имеет только центральная глава. К такой церкви обычно
примыкает один или два придела, трарпезная, крыльцо, смотровая колокольня. В
целом образуется очень живописная и большей частью ассиметричная композиция.
Примером
подобного зодчества является церковь Спаса Нерукотворного образа, построенная в
Кунцеве на правом холмистом берегу реки Сетунь. Храм,
возведенный в виде пятиглавого куба, выделяется чрезвычайно редким в каменном
зодчестве завершением полукружий абсид "бочками", воспроизводящими в
кирпиче формы деревянной архитектуры.
Построен
храм в старинном сельце Манухино. Село Манухино, оно же Оксеново, принадлежало
Лариону Сумину в начале ХVII века; затем им владел род Пушкиных, а в 1673 году
его приобрел Артамон Матвеев. После возведения церкви село было переименовано в
Спасское - Манухино или Спас - Сетунь. Постройка храма начата в 1673 году, а
окончена в 1676 году, когда Артамон Матвеев был сослан, а царь Алексей
Михайлович умер. В это время храм был освящен. От цесаревича Федора Алексеевича
церкви на год давался фунт ладана (1679 г.).
Церковь
Спаса на Сетуни была построена как копия городского храма церкви Николы в
Столпах. Поэтому можно предположить, что обе церкви имели одного создателя -
Ивана Кузьмича Кузнечика. Городской храм был более величественным, а
деревенский - более скромным. Сходства: бесстолпное кубическое пятиглавие;
членение фасадов; расстановка оконных проемов; обрамление профильным кирпичом;
организация внутреннего пространства. Основной объем храма - восьмилепестковая
роза. Приделы: Богоявленской Божией Матери, Авраамия Смоленского.
Иконы храма
были написаны Симоном Ушаковым (образ Спаса), художником Павловцем.
В начале XIX
века была проведена первая перестройка. Пятиглавие было изменено: барабаны
укреплены лепным орнаментом из стрельчатых арочек, главы уменьшены. Сдвоенные
белокаменные колонны портиков и полуколонны, приставленные к стене храма,
закрыли порталы ХVII века. Колонны с капителями не вяжутся с древними
архитектурными формами. Таким же чуждым оказался и верх храма. Опорой для
стропил этой кровли послужила новая стена, закрывшая ряды первоначальных
кокошников. Она заканчивается тремя плоскими арками, на каждом фасаде с узкой
белокаменной плитой поверху. Все это покрыто толстым слоем известковой
штукатурки и украшено лепными розетками, головками херувимов. Стены
заканчиваются ложными закомарами,
которые упираются на фигурные консоли. Алтарная часть осталась без
переделок. В 1809 году к западной стороне храма была пристроена небольшая
трапезная, а также был обновлен иконостас и внутреннее убранство храма - в
стиле ампир.
Свой
современный облик церковь приобрела в 1902 году, когда по проекту архитектора
В.Г. Жигардловича трапезная была перестроена, получив по сторонам два симметричных
придела (Григория Декаполита и Николая Чудотворца), а по оси с храмом сооружена
трехярусная колокольня.
Дальнейшая
история церкви сложилась печально. В 1941 году церковь была закрыта, а ее здание занял гальванический цех завода
цветного литья. Во время войны здесь изготавливались мины.После войны в здании
обосновалась артель по изготовлению штампованных кастрюль и ложек. Тогда же
произошел пожар, в котором сгорел иконостас. Верх колокольни и пятиглавие было
разрушено. Обширное древнее кладбище в дальнейшем было уничтожено. Уцелело
только фамильное захоронение Сабашниковых, знаменитых московских издателей -
просветителей.
Первое
собрание возрожденной общины храма состоялось 31 марта 1989 года. К 1990 году
восстановлены главы храма и верх колокольни, освящен главный престол. Дорога к
храму открыта вновь.
Материал
предоставила
Н.Макарова