ТЕАТРАЛЬНАЯ
ИГРА В ЦАРИЦЫНО
Царицыно - удивительное место. Подковой тянутся пруды с
островами. Если стать к ним лицом так, что за спиной останется линия
электрички, то слева увидите башенки парадного моста и крыши дворцов
историко-архитектурного заповедника "Царицыно". Справа на фоне леса,
- бордовое здание с шестью белыми колоннами и "античным" фронтоном,
перед которым соперничают в стройности с колоннами высокие ели. Это -
Московский театр "Царицыно". Или, по официальным бумагам - Московской
областной государственный Театр юного зрителя.
Театр этот - один из старейших в России. В этом году он начал свой
юбилей, 70-й сезон. Когда входишь в нижнее, зеркальное фойе так и кажется. что
между колоннами, за абажурами люстр и в таинственной глубине зеркал, играя,
прячутся тени бесчисленных персонажей представленных зрителям за семь
десятилетий.
...Театр был создан в 1930 году - как передвижной для
"обслуживания" (так тогда говорили!) сельскохозяйственных районов
Московской области. Это был единственный пердвижной театр Юного зрителя в
Советском Союзе в то время! Но в истории Московского театра
"Царицыно" многое было "впервые в стране" или "единственное
в России".
В 1932 году театру дали странно звучащее, на нынешний взгляд, имя -
"Мособлтеатр пролетарских ребят". И только в 1936 году он получил
свое нынешнее официальное наименование: "Московский областной ТЮЗ". А
спустя какое-то время театру передали один из клубов, переоборудовав его и
приспособив для новой жизни - это то самое бордовое здание с колоннами,
зеркальным фоей и "волшебными" абажурами на люстрах, которое стоит у
самого берега Царицынских прудов.
Много лет этим театром руководила заслуженный деятель искусств России
Виталия Фридман. Театр побывал с гастролями во множестве городов России и СССР.
Ездил с гастролями и на фестивали в Югославию и Данию. Его спектакли и актеры
удостоены множества Дипломов. Почетных грамот и премий. здесь играли артисты,
ставшие впоследствии знаменитыми "звездами" российской сцены и
экрана. Среди сотен спектаклей, поставленных на "царицынской сцене" -
русская и зарубежная классика и все мало-мальски любимые детьми сказки. Но тут
вот что важно отметить: в театре всегда помнили, что юный зритель - разный: это
и малыши, и подростки, и старшеклассники. И, понятно, у них есть старшие
товарищи и родители. Поэтому в театре старались ставить спектакли, так сказать,
для "Семейного просмотра". Значит, - увлекательные для всех. Прежде
всего - это зрелища, заразительные своей энергетикой и темпераментом.
Едва ли не первые в тогдашнем СССР здесь вывели на сцену "живой
оркестр" - как то было в старинных традициях театрального искусства. И
точно также одними из первых в стране здесь создали детский мюзикл. И
впоследствии, почти при каждом новом главном режиссере, в театре
"Царицыно" возникло что-то новое. При Владимире Салюке, например,
создали "малую сцену". И сыграли едва ли не первыми в новой России спектакль
пр произведениям знаменитого поэта "серебрянного века" М.Кузьмина.
Кстати, В.Салюк и предложил назвать театр по месту расположения и по сути задач духовного развития юного
поколения - Театр-лицей "Царицыно". А уж теперешнее название -
Московский театр-лицей "Царицыно". А уж теперешнее название -
Московский театр "Царицыно" - закрепилось при нынешних руководителях:
директоре, засл. деятеле культуры, Владимире Максимовиче и главном режиссере
Александре Каневском.
Надо отметить, что приход в театр семь лет назад А.Каневского заметно
обновил и изменил жизнь театра. Каневский - руководитель курса мюзикла коледжа
им.Гнесиных. Вместе с ним пришли выпускники его курса (и затем в труппу театра
постоянно вливались и те, кто заканчивал у Каневского очередной курс мюзикла, и
молодые артисты из других театров и вузов, владеющие не только драматической
игрой, но и танцем). Вместе с ветеранами театра это настолько расширило
возможности коллектива, что один за другим здесь были поставлены подряд три
мюзикла - "Портрет (Голые)" по стихам старофранцузких поэтов и
Роберта Бернса на музыку А.Серпера, "Шоу на пароходе" - сцены из
лучших мировых и российских мюзиклов и оперетт и знаменитый американский мюзикл
К.Портера по "Укрощению строптивой" В.Шекспира - Целуй меня, Кэт!".
И затем, что ни год, на афише театра появлялся новый "синтетический"
спектакль и начиналась новая, необычная программа.
Тут были проведены уличные действа - "День Тома Сойера",
например. Директор Максимович важно вышел под колонны в шикарной
"степановской шляпе" - что вы хотите, бывший актер-герой, когда-то
грала даже кавалера Кристиана де
Невиллета в "Сирано де Бержераке", да и сейчас выходит на
сцену театра в роли Стародума в спектакле "Недоросль!"... ну вот, какой-то
мальчишка его и спрашивает: "Ты - шериф что ли?" - "А то!"
- ответил Максимович. "Будем дружить!" - сказал мальчишка, и весь
день они ходили с "шерифом" в обнимку...
Потом на льду пруда были разыграны "Святошные потешки". А в
этом году театр начал активное сотрудничество с заповедником
"Царицыно", подготовив большую программу "Пушкинский бал" и
представил ее на специально выстроенном в центре заповедника подиуме в день
юбилея великого поэта.
Здесь была осуществлена программа "Молодые режиссеры и
эксперементальные программы". В афише появилась очень необычная постановка
по чеховской "Дуэли" (реж.-Н.Орловская), клубный "спектакль в
фойе" - "Счастливый Моцарт" (постановка В.Поплавского по пьесе
поэта и драматурга Е.Исаевой) и мини-мюзикл о любви "Рита, или Любовь в
Венеции" (режиссер Е.Салейкова).
А результатом программы "Классика на малой сцене" стали
необычная постановка А.Каневским "Женитьбы" Н.Гоголя - "Куда
ушел Иван Кузьмич?" и чрезвычайно редко ставящаяся в России ранняя пьеса
Б.Брехта "Мещанская свадьба" в постановке Валерия Персикова.
Но не забыто и "музыкальное направление". Несколько лет назад
А.Каневский поставил спектакль (он до сих пор в афише) "Иль...
(Чудовище)". Это фейерическая фантазия с пением и танцами, в стихах, по
пьесе, написанной поэтом и актером Ю.Юрченко на темы сказок К.Гоцци. А сейчас готовится
к выпуску премьера - фольклорное драматически-пластическое действо "Руслан
и Людмила" по поэме А.Пушкина (в постановке А.Каневского). Нужно кстати
отметить, что практически в любом спектакле театра много внимания уделяется
эффектному оформлению, костюмам, содержательному литературному тексту, музыке.
пению и пластике.
С театром сотрудничали и сотрудничают самые интересные театральные
специалисты - композиторы А.Серпер (США), А.Чевский, В.Семенов, А.Семенов;
художники В.Вильчес0Ногеро, Т.Спасоломская, И.Балашевич; замечательный
хореограф М.Суворова. На афише - имена лауреата Международной премии
Международной Ассоциации театров для детей и юношества драматурга М.Бартенева (
его пьесы идут по всей России), лауреата Национальной театральной премии "Золотая
маска" актрисы, воспитанницы А.Каневского Н.Баранниковой. Надо отметить,
между прочем, что ученики А.Каневского поют, танцуют и играют ведущие роли во
всех московских музыкальный театрах и антрепризах, выступали на Бродвее, и
сейчас трое из них участвуют в "русском варианте" знамитого мюзикла
"Метро". А сам Александр Каневский удостоен Гранта президента
России...
Сейчас трудные времена для всех. Проблемы есть и у театра
"Царицыно" - хотя недавно он выиграл конкурс на Грант Фонда Сороса и
участвует в большом международном проекте "Волшебный Дом", но это не
решает всех проблем. То ломает что-то в старом оборудовании и здании.
Специалисты театра участвуют в различных фестивалях, смотрах, российских и
международных программах (прфессиональных и любительских) в качестве жюри и
руководителей лабораторий. А в планах
театра - новые премьеры, которые должны радовать его зрителей: больших и
маленьких.